Декабрь 26, 2016
Татьяна КАЛИНОВСКАЯ Валерий АЛЕКСЕЕВ

Работа «Белорусская экономика: вызовы застопорившихся реформ» (The Belarus Economy: The Challenges of Stalled Reforms) издана на английском языке и адресована прежде всего иностранному читателю.

По словам эксперта Венского института международных экономических исследований Румена Добринского, редактора-составителя книги, за рубежом не хватает глубоких работ о белорусской экономике, которые объясняли бы, как функционирует сложившаяся модель. «Мы поставили перед собой цель заполнить бреши в понимании процесса экономической трансформации Беларуси за последние 15—20 лет», — пояснил Румен Добринский.

Книга развеивает многие иллюзии о белорусской экономике, заявил на презентации директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик: «Имеется такое мнение, что белорусская экономика добилась существенных успехов. Некоторым кажется, что у Беларуси многому можно поучиться, но эта книга лишает иллюзий относительно того, чему можно поучиться. Она показывает, какие ошибки не нужно повторять».

Группа авторов-экономистов констатирует, что Беларусь «бросила вызов традиционным представлениям о процессе переходного периода, предложив свой, уникальный путь развития». В 90-х годах экономические реформы заморозились, тем не менее в стране наблюдался экономический рост, который в отдельные периоды был даже выше, чем в государствах Центральной и Восточной Европы. К тому же правительству удалось добиться более-менее справедливого распределения доходов.

По мнению исследователей, Беларусь смогла отложить реформы благодаря массированной экономической поддержке России, которую получала в обмен на политические реверансы. Аналитики полагают, что построенная в нашей стране экономическая система носит название «государственный капитализм».

В предыдущие годы экономика Беларуси развивалась в рамках так называемых мягких ограничений бюджета. Этот появившийся в 70—80-е годы термин описывает практику, сложившуюся в странах Центральной и Восточной Европы с большой долей госсектора. Государство всегда готово выступить в роли кредитора последней инстанции для госпредприятий, то есть фактически спасти их от банкротства, в том числе за счет прямой финансовой поддержки. Такая практика не стимулирует госпредприятия на то, чтобы становиться эффективными и улучшать качество управления, и приводит к накоплению квазифискального дефицита, который впоследствии проявляется через высокие темпы инфляции или девальвацию национальной валюты.

Валютные кризисы в Беларуси во многом являются следствием мягких бюджетных ограничений, а отечественные гиганты до сих пор остаются неэффективными. Впрочем, на это влияют и специ­фические причины, например система государственного управления отраслями, отсутствие эффективных систем мотивации для топ-менеджмента госкомпаний.

«Сейчас макросреда в Беларуси кардинально изменилась. Если ранее в экономике присутствовал достаточно высокий экономический рост, который сопровождался снижением стоимости нацвалюты при почти полном отсутствии безработицы, то с 2015 года обменный курс практически стабилен, роста ВВП не происходит, зато растет безработица», — констатируют авторы книги.

По мнению академического директора BEROC Екатерины Борнуковой, в стране идет постепенный распад социального контракта. Причем именно его перезаключение в ближайшие годы будет одним из главных вопросов повестки дня. По ее словам в стране идет постепенный распад социального контракт. Раньше государство гарантировало абсолютную занятость для всех. Сегодня у него не хватает денег для поддержания занятости в госсекторе. Растет уровень безработицы, убираются субсидии на ЖКУ, идет пенсионная реформа. Именно перезаключение социального контракта в ближайшее годы  будет одним из главных вопросов повестки дня.

Еще один автор работы, экономист BEROC Дмитрий Крук, отметил, что в отличие от других стран, проводивших реформы, Беларусь не создала откровенно плохих институтов, как, впрочем, и хороших. Поэтому в плане реформ сейчас многое зависит от того, насколько быстро будут образованы новые рыночные институты.

По мнению экономиста, нынешняя политика «финансовой диеты» в сочетании со сформировавшимися экономическими институтами не в состоянии генерировать рост. Без структурных реформ Беларусь рискует впасть в затяжную рецессию. Достигнутая финансовая стабилизация остается весьма хрупкой ввиду высокой долларизации банковских вкладов, сохраняющегося высокого уровня девальвационных и инфляционных ожиданий, ухудшения качества долга.

Сегодня Беларусь находится в ситуации, когда власти могут инициировать новую волну реформ, однако время, отведенное на принятие решений, постепенно истекает. Вскоре реформы могут начать делать себя сами, что будет намного болезненнее для страны.

 

Книга (pdf)

Подписка на Все
22 ноября 2017
«Интернет вещей» несет не только выгоды, но и потенциальные угрозы. Нынешней осенью несколько громких взломов заставили специалистов по безопасности всерьез забеспокоиться.
22 ноября 2017
Евро и российский рубль выросли в среду 22 ноября.
22 ноября 2017
Минжикомхоз готовит проект постановления регулирующего комиссию

Страницы