Июнь 21, 2018
Любовь БАХУРЕВИЧ

Беларуси дали возможность сделать работу над ошибками и стать участницей Болонского процесса, однако вероятность этого эксперты оценивают весьма низко.

Стратегический план действий по имплементации главных целей развития образовательной системы в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) в отношении Беларуси был принят на Парижской конференции министров образования стран — участниц ЕПВО. Он рассчитан на пять лет и заменяет собой дорожную карту Болонского процесса, условия которой Беларусь практически не выполнила.

Понизили в статусе

По сути, стратегический план ставит те же задачи, что и дорожная карта: провести структурные реформы, создать Национальную рамку квалификаций, разработать инструменты обеспечения качества, имплементировать инструменты обеспечения прозрачности (например, приложение к диплому), обеспечить мобильность научно-педагогического персонала и студентов, создать систему признания неформального и формального образования, изменить механизмы распределения студентов, а также учредить независимое агентство контроля качества.

Однако статус стратегического плана ниже, чем дорожной карты. Теперь обязательства берет на себя Министерство образования, а не государство, и это является одной из главных проблем, тормозящих реформы, отметил член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев в ходе дискуссии «Где Беларусь на карте Болонского процесса?», которая прошла 5 июня.

«Когда все валится на Министерство образования, то не стоит рассчитывать, что оно может провести эти реформы. Многие из них упираются в смежные законодательства и компетенцию других министерств. Как можно выполнить одно из первых требований, связанное с созданием Национальной рамки квалификаций, в полном объеме, если это в том числе вопрос Министерства труда и социальной защиты? Вопрос скоординированности действий, неспособность договориться между собой — это еще более серьезная проблема, чем невыраженная политическая воля к изменениям», — считает эксперт.

Беларусь не выучила урок

Беларусь вступила в Болонский процесс с большим опозданием, но наши проблемы в сфере образования такие же, как и в других странах, только они усугубляются тем, что не решаются на протяжении многих лет. Заявления о том, что Беларусь — аутсайдер Болонского процесса, обидны, однако она стала единственной страной, специально упомянутой в коммюнике Парижского саммита. Кроме того, в этом документе план реформ высшего образования не прилагается ни к одному государству — только к Беларуси.

«Никакой другой стране не уделяется такого внимания в силу того, что ни одна другая страна так не отстала в реформировании своей системы образования. В резолюции Европейского парламента тоже упоминается только одна страна — Беларусь, как раз в связи с ее особым статусом, и подчеркнуто, что надо приложить усилия для того, чтобы проводились реформы. То есть отношение к Беларуси доброжелательное, позитивное, но при этом Беларусь выделяется как страна, которая не выучила урок», — отметил Владимир Дунаев.

Задач много, времени мало

Пока планом очерчен срок до 2019 года, в течение которого мы должны принять Национальную рамку квалификаций и полностью перейти на четырехлетний бакалавриат. Кроме того, следует улучшить систему кредитов, что позволит повысить мобильность студентов и преподавателей, а также сравнить результаты обучения в Беларуси и за рубежом.

Пока у нас есть только два цикла высшего образования, соответствующих стандартам ЕПВО, — бакалавр и магистр. Ступень доктора наук (PhD) не интегрирована в нашу систему образования. Также нет приложения к дипломам на английском языке. Предполагалось, что эти аспекты будут отражены в новой редакции Кодекса об образовании и начнут работать еще до истечения срока дорожной карты. Однако новой редакции кодекса пока нет.

Представитель Общественного Болонского комитета отметил необходимость скорейшего решения таких вопросов, как отсутствие профессионального опыта у выпускников и распределение в вузах: «Проблема отсутствия профессионального опыта у выпускника должна иметь законодательное измерение. В большинстве стран у студентов есть право на 20 часов работы в неделю, то есть это не разрешение деканата или преподавателя. Вместе с тем существующая практика распределения в вузах требует отмены. В конечном счете это унизительная феодальная система, абсолютно непонятная европейскому уму. У многих постсоветских стран время от времени возникает соблазн вернуться к ней, но пока никто этого не сделал. В сегодняшних условиях это абсолютно ненужная модель, взятая из прошлого. В условиях дефицита кадров она еще была оправдана, но сегодня никто не возьмет молодого специалиста, когда на рынке труда есть опытные кадры. Конечно, обеспечение первым рабочим местом должно быть, но не в подобной форме».

Перспектива создания независимого агентства контроля качества образования пока расплывчата. Сейчас Министерство образования разрабатывает собственные стандарты и само же проверяет соответствие им.

У Беларуси появилась возможность сделать работу над ошибками, однако пока прогнозы нерадужные. «Отсутствие выраженной политической воли в сфере реформирования образования на самом верху власти не способствует оптимистичному прогнозу», — резюмировал Владимир Дунаев.

Подписка на Болонский процесс
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.
09 октября 2017
Избежать эмиграции молодежи помогут инвестиции в ее обучение за рубежом и академические обмены.
20 июля 2017
Присоединение к Болонскому процессу подогрело трудовую миграцию в Латвии, но позволило этой стране заработать на обучении студентов из ЕС.