Август 21, 2017
Анастасия МАЛАХОВА, адвокат, партнер АБ «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

Налоговая система страны не требует кардинальных изменений. Ставки основных налогов у нас сопоставимы со ставками в странах­соседках, а условия применения упрощенной системы налогообложения не так уж обременительны.

Сейчас представители деловых кругов активно обсуждают изменения в Налоговый кодекс. По их общему мнению, эти коррективы не соответствуют потребностям хозяйствующих субъектов и экономики в целом. Однако не все так однозначно.

Дело в том, что проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс полностью соответствует Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы. Этот документ предусматривает соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов. Исключение составляют случаи, когда соответствующие обязательства предусмотрены международными договорами, а также если речь идет об индексации налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, для их адаптации к инфляционным процессам.

В полном соответствии с данными планами законопроект не предусматривает повышение налоговых ставок или введение новых налогов и не содержит кардинальных изменений, касающихся системы налогообложения. В нем нет новаций, которые можно было бы расценить как реформирование налоговой системы.

Чаще всего предпосылкой для налоговой реформы является недостаточная эффективность действующей налоговой системы. Например, сейчас в России этот вопрос обсуждается в связи с дефицитом средств бюджета, чего нельзя сказать о Беларуси. К слову, в РФ обсуждается вопрос повышения ставки НДС, а значит, нашей стране не стоит ориентироваться на нынешнюю ставку этого налога в восточной соседке.

В Беларуси ставка НДС (на него приходится самая большая доля поступлений в бюджет) вполне сопоставима с соседними государствами. Например, в Литве и Латвии она составляет 21 %, в Польше — 23, в Украине — 20 %. Гораздо меньше ставка только в Казахстане — 12 %. В этой стране ниже и порог применения упрощенной системы налогообложения (УСН) — около 800 000 руб. в эквиваленте против преду­смотренных законопроектом 1 851 100 руб. в Беларуси. Зато в РФ он эквивалентен 4 900 000 бел. руб. Ограничение по составу участников для целей применения УСН предусмотрено законодательствами Украины, России, Казахстана.

Согласно данным МНС, в результате законодательного расширения перечня юридических лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налого­обложения, по итогам 2016 года количество организаций — плательщиков УСН уменьшилось только на 2,4 %.

Налоги на собственность в Беларуси представлены в виде земельного налога и налога на недвижимость. В 2016 году на их долю пришлось 6,7 % от общей суммы налоговых поступлений. Ни программа, ни проект закона не предусматривают реформирования указанных налогов путем упразднения или объединения составляющих элементов и создания единого налога. Для сведения: законодательства Казахстана, России, Украины, Литвы предусматривают два налога. Нормативными правовыми актами Латвии и Польши установлен единый налог, которым облагаются объекты недвижимости.

Представляется, что вопрос о целесообразности реформирования должен рассматриваться с учетом экономического эффекта, который может быть достигнут в результате реализации (снижение затрат на налоговое администрирование, упрощение механизма налогообложения и др.).

Планируемые изменения в Налоговый кодекс направлены на совершенствование действующей системы налогообложения и не предусматривают кардинальных поправок, однако соответствуют целям, заявленным в программе социально­экономического развития страны, и сопоставимы с налоговыми режимами в соседних странах.

 

Материал опубликован в №31 газеты "Белорусы и рынок" от 19 августа 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на налоговый кодекс
20 июня 2018
Она будет изменения в новой редакции Налогового кодекса.
18 июня 2018
Корректировка Налогового кодекса выходит на финишную прямую, но впереди налоговая реформа. Чтобы не проводить ее галопом, подготовку нужно начинать уже сейчас.
04 июня 2018
Продолжается работа над проектом изменений в Налоговый кодекс. Объединенные целью сделать документ проще и лучше, члены рабочей группы зачастую по­разному понимают, что такое хорошо, а что такое плохо.
14 мая 2018
Фискальную реформу следует начать с администрирования, расширения упрощенной системы и снижения имущественных налогов. При этом следует ориентироваться на мнение бизнеса и зарубежный опыт.
04 мая 2018
Он не сможет превышать размер недоплаченного налога.

Страницы