Январь 25, 2016
Георгий ГРИЦ

На неделе заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак заявил, что Россия вынуждена взять паузу в предоставлении новых кредитов иностранным заемщикам. Многие белорусские информресурсы запестрели высказываниями о том, что нашей стране кредита не видать. Однако я повода для паники не вижу. Во-первых, не думаю, что помощи от России однозначно не будет. Основной торговый партнер Беларуси уже реструктуризировал нашу задолженность по платежам, которую мы должны погасить в 2016 году. В цифрах эта помощь исчисляется примерно 900 млн евро. Во-вторых, никто не отменял действующие дотации на энергоресурсы. Никаких санкционных войн с Беларусью, как это произошло с Украиной, Россия развязывать не собирается.

Да, экономические основания для отказа в выдаче кредитов у России есть, однако речь идет не только о Беларуси. Сегодня правительство РФ предполагает сократить расходы бюджета примерно на 10 %. Поэтому неких однонаправленных санкций и козней со стороны нашей восточной соседки я бы в данном случае не усматривал.

Увы, вопрос, что делать в сложной экономической ситуации, — это вопрос вчерашнего или даже позавчерашнего дня. Сегодня мы наблюдаем очередное предсказуемое падение национальной валюты. Это говорит о том, что белорусская экономика вошла в затяжной ступор, а меры, которые необходимо принять для выхода из кризиса, будут непопулярными. Затрудняет наше положение и то, что уже на I квартал намечены большие выплаты по внешним заимствованиям.

Кроме того, есть очень серьезная уг­роза обвала депозитной пирамиды, которую при Петре Прокоповиче выстроил Нацбанк. В принципе, желание регулятора уменьшить объем коротких депозитов логично, потому что даже в ближайшей перспективе такие вклады представляют собой серьезную угрозу для денежно-кредитной системы в целом. Золотовалютные резервы в 4,6 млрд долларов США не могут быть подушкой безопасности, ЗВР должны быть как минимум в три раза больше. Пришло время жить по средствам или принимать непопулярные меры, которые вызовут неоднозначную реакцию общественности и бизнеса.

Говорить о кредитах Евразийского фонда реконструкции и развития как об альтернативе российской поддержке я бы не стал, потому что порядка 80 % его ресурсной базы формирует Минфин Российской Федерации. Есть другие источники — международные институты, в частности МВФ.

Сотрудничество с фондом сопряжено с трудностями иного рода. Согласно совместной программе с МВФ, предоставление кредита возможно только после проведения структурных реформ. Причем в данном случае кредитор настаивает на реформировании таких чувствительных секторов, как ЖКХ и госсектор. По мнению представителей фонда, сделать это нужно в течение одного-полутора лет, что, бесспорно, приведет к негативным социальным последствиям. В итоге проблема из экономической плоскости переходит в политическую. Поэтому ее решение остается за главой государства.

Выход мне видится в использовании внутренних ресурсов страны, хотя и возможность выделения Россией кредита также нельзя отметать. Предмет для торга есть. Участие Беларуси в санкционных войнах на стороне основного торгового партнера, поддержка политики РФ в споре с Украиной касательно зоны свободной торговли могут заинтересовать официальную Москву. В случае положительного ответа можно ожидать финансирования даже в большем размере, чем требуется.

Подписка на Все
28 июня 2017
Инициатором дополнений, вызвавших реакцию белорусского МИДа, стали литовские депутаты.
28 июня 2017
Распространение печатных изданий, аудиовизуальных программ без нее запрещается
28 июня 2017
Крупные компании обратились в МВД с заявлениями на хакеров
28 июня 2017
Всего Минпром выведет на него 69 гражданских машин
28 июня 2017
Они будут действовать до 31 января 2018 года.

Страницы