Декабрь 01, 2008
Вадим ХОДОСОВСКИЙ

"В современных условиях кризиса возникает необходимость серьезного реформирования всех наших подходов, социальных стратегий с точки зрения выживания в сложившихся экономических условиях. Пока не видно, что кризис уже наступил, - лишь отдельные предприятия переходят на четырехдневную рабочую неделю и т. д. По нашим расчетам, серьезные последствия финансового кризиса мы ощутим в феврале-марте 2009 года.

Поэтому мы должны помогать правительству в принятии радикальных мер для реального перестраивания экономики и не идти дальше по пути так называемого административного руководства", - такое мнение на прошлой неделе, выступая на IV съезде РОО "Белорусский союз налогоплательщиков", высказал доктор экономических наук Александр Лученок.

В качестве одной из мер преодоления последствий кризиса в стране начата активная борьба с импортом. При этом правительство решило пойти по привычному пути запрета.

Как отмечает эксперт, цель вроде бы понятна: не хватает валюты, тем более что МВФ предложил очень невыгодные условия ппредоставления кредита и в результате Беларусь может его не получить. При этом 2 млрд. USD российского кредита проблему не решат.
По информации экономиста, за 9 месяцев текущего года ввозной НДС составил более 3 млрд. USD - это суммы, которые может потерять бюджет от ограничений импорта.

Кроме того, последствием мировых финансовых проблем станет существенное снижение доходов, которые Беларусь ранее получала от экспорта нефтепродуктов, вследствие падения цен на данную продукцию на внешних рынках.

Все это, по мнению А. Лученка, обусловит возникновение дефицита бюджета. "Как с ним бороться? Методы известны. Население не должно сильно пострадать, поэтому при сохранении всякого рода социальных программ проблемы могут начать решать обычным способом: попытаются поднять налоги, тогда как во всем мире, наоборот, стараются стимулировать хозяйственную деятельность", - отметил экономист.

Между тем основная направленность действий должна заключаться именно в стимулировании деловой активности, а не в ее удушении увеличением налогов. "Понятно, что в таком случае возникает вопрос: на чем будем экономить? Идут разговоры о том, что среди прочего это будет наука, однако, учитывая незначительный процент ассигнований в эту сферу, проблемы это не решит", - считает А. Лученок.

Точка зрения экономиста (по его собственному признанию, возможно, спорная) заключается в том, что на данном этапе следует приостановить некоторые социальные программы. В частности, А. Лученок считает целесообразным ограничить в пределах разумных возможностей программу строительства льготного жилья.

"Доходит до того, что некоторые умудряются получать кредит по ставке 5%. Многие семьи ради того, чтобы получить льготный кредит, вынуждены формально разводиться. При этом наблюдается большой поток приезжих, которые также получают право на льготный кредит... Мы проанализировали динамику и пришли к выводу, что лет через десять половина жителей республики будет жить в Минске. Более того, принята новая программа, согласно которой к 2010 году намеченные объемы строительства жилья в Минске составляют 2 млн. кв. м в год, то есть стоит задача нарастить объемы строительства за три года более чем в два раза. Сами архитекторы говорят о том, что фактически на территории города за 3-4 года они должны построить еще один Минск. Естественно, на это идут значительные бюджетные суммы", - говорит А. Лученок.

Таким образом, один из путей экономии, по мнению экономиста, заключается в необходимости ограничить строительство жилья платежеспособными возможностями населения, то есть ограничить возможность привлечения льготного кредита на эти цели, тщательно изучая, кто на самом деле нуждается в жилье, а кто, например, получает льготное жилье для последующей сдачи в аренду.

По словам А. Лученка, возможны и другие способы экономии бюджетных средств: "Как известно, практически вся государственная промышленность республики сегодня субсидируется из бюджета. Необходимо посмотреть, какие предприятия на самом деле нам нужны, а какие - нет... Сам кризис нас сегодня толкает на реформу промышленного сектора. Да, увеличится безработица, но практика показывает, что проще платить пособие по безработице, чем содержать заводы, продукция которых постоянно убыточна".

Кроме того, отметил эксперт, пора уже объективно говорить об имеющихся экономических показателях, объективно оценивать развитие ситуации в нашей стране и переходить к решению реальных проблем.

Подписка на Все
25 сентября 2018
Александр Лукашенко 25 сентября принял с докладом управляющего делами президента Виктора Шеймана, который рассказал о недавнем визите в Зимбабве.
25 сентября 2018
Министерство финансов Беларуси и ООО "Сбондс.ру" (информационное агентство Cbonds) заключили соглашение о сотрудничестве.
25 сентября 2018
Всемирный банк констатирует значительное межрегиональное неравенство в Беларуси, которое обусловлено меньшими возможностями для населения в отсталых регионах.
25 сентября 2018
Белорусский рубль на торгах 25 сентября ослаб ко всем трем основным валютам.
25 сентября 2018
Посол России в Беларуси Михаил Бабич считает, что после состоявшихся 21 сентября в Сочи переговоров президентов двух стран не осталось "подвисших вопросов" в двусторонних отношениях.
25 сентября 2018
Концерн "Беллесбумпром" вынес на общественное обсуждение проект постановления Совета Министров о продлении лицензирования экспорта отдельных видов лесоматериалов из Беларуси за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Страницы