Август 20, 2018
Беседовал Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Мясо, молоко, фрукты и другие продукты в последние годы потеснили хлеб в потребительской корзине белорусов. Разработка оригинальных рецептов хлебов — один из способов удержать покупателя в условиях перенасыщенного продовольственного рынка, убеждена заместитель генерального директора КУП «Минскхлебпром» Галина ЛЕОНОВИЧ.

— Галина Ивановна, как оцениваете рынок хлеба и хлебопродуктов в нашей стране, его динамику, структуру, потребительские предпочтения?

— Хлеб — это своеобразная визитная карточка страны, достоинство и гордость хлебопеков Беларуси. Объем произведенного в 2017 году хлебного каравая (без учета выпуска в торговых сетях) в целом по стране составил 480,4 тыс. т. Удельный вес КУП «Минскхлебпром» в этих цифрах — 19,6 %.

К сожалению, в последние годы потребление хлеба ежегодно снижалось примерно на 1,5—2 %. Поскольку потребительская корзина состоит из множества продуктов, увеличение потребления более дорогостоящих, например мяса, рыбы, фруктов, частично заместило хлеб.

Кроме того, меняется культура питания. В частности, появилась мода на безглютеновую диету. При этом многие люди, придерживающиеся принципов здорового питания, ошибочно полагают, что хлеб является продуктом нездоровым и высококалорийным. На самом деле именно ржаной хлеб следует отнести к продуктам полноценного питания, поскольку он содержит белки, углеводы, микро- и макроэлементы, витамины группы В, незаменимые аминокислоты и волокна.

Впрочем, одновременно мода на здоровье стимулирует популярность линейки десертного хлеба с курагой, орехами, черносливом, семечками, цукатами. Такой вариант десерта является здоровой альтернативой сдобной булочке.

— В последнее время в столице, да и в других городах, появилось большое количество мини-пекарен, предлагающих свежую выпечку. Как в таких условиях удержать позиции крупным производителям вроде КУП «Минскхлебпром»?

— Очевидно, что конкуренция на рынке хлебобулочных изделий высока. Развитие торговых объектов, зачастую сопровождающееся организацией собственного производства хлебобулочных и кондитерских изделий, появление частных пекарен, выпечка на дому, в том числе на продажу, привели к тому, что выбор покупателя значительно расширился. Разумеется, в таких условиях крупное предприятие должно работать максимально эффективно, быть гибким, следить за новыми тенденциями, так как потребительские предпочтения все время меняются, покупатель хочет пробовать что-то новое, оригинальное.

Полагаю, для КУП «Минскхлебпром» конкуренция — отличный стимул. Мы никогда не стоим на месте! Служба технологов совместно с отделом маркетинга непрерывно работает над созданием новых, оригинальных рецептов, над усовершенствованием уже существующего продукта. Здоровая конкуренция стимулирует и подстегивает все структуры предприятия работать с максимальной отдачей, чтобы в полном объеме удовлетворить покупательский спрос.

— По субъективным ощущениям потребителя, сегмент хлебобулочных изделий сегодня перенасыщен разного рода торговыми марками, номенклатура товаров широка. Как успешно обозначить продукцию, обеспечить ее узнаваемость, склонить потребителя на свою сторону?

— Хлеб — один из немногих продуктов, присутствующих на столе практически в каждом доме. Многие покупатели исходят из вкусовых предпочтений и предпочитают конкретные сорта хлеба, но есть и те, кто выбирает разнообразие, любит гастрономические эксперименты. Разработка новых видов хлебобулочных изделий — это не прихоть производителя, а необходимость, продиктованная конкуренцией на рынке хлебобулочных изделий. Лучшей рекламой каждого нашего продукта являются высокий авторитет предприятия и доверие покупателей. Знак «Знатны Пачастунак» является гарантией высоких вкусовых и качественных характеристик продукта, натуральных ингредиентов и качественной, безопасной упаковки.

— В отличие от некоторых других продуктовых сегментов, на внутреннем рынке хлеба и хлебобулочных изделий уверенно доминируют отечественные производители. Благодаря чему? Как удержать лидерство в конкурентной борьбе с импортом, особенно по продуктам с более длительным сроком годности, по которым повышается потенциал проникновения к нам зарубежной продукции?

— Очевидно, что хлеб относится к категории скоропортящихся продуктов. Именно по этой причине хлебозаводы работают круглосуточно, ведь важно поставлять в магазины свежий, вкусный и ароматный продукт. Конечно, есть множество способов увеличить срок хранения хлеба. Самый простой — консерванты, как натуральные, так и синтетические. «Минскхлебпром» предлагает покупателю хлеб из натурального сырья без лишних консервантов и усилителей вкуса.

Продажи того или иного хлеба зависят от предпочтений покупателей, а они голосуют за натуральность. Поэтому иностранные компании не составляют серьезную конкуренцию белорусским производителям, которые известны тем, что производят натуральный продукт.

— Галина Ивановна, удалось ли белорусскому хлебу выйти на экспортные рынки?

— Отрадно, что продукция КУП «Минскхлебпром» пришлась по вкусу не только отечественным, но и зарубежным потребителям. Мы экспортируем ее в Россию, Израиль, Иорданию, Армению, Таджикистан, Узбекистан.

При поставках в страны ближнего и дальнего зарубежья ржаного и ржано-пшеничного хлеба высокой степени готовности, а также кондитерских изделий мы применяем технологию шоковой заморозки. При температуре до -30 °С изделие замораживается (шокируется) и в течение шести месяцев может храниться при -18 °С без применения консервантов. Такой способ позволяет обеспечить качество и свежесть хлеба.

— Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Беларуси?

— Хлеб остается традиционным национальным продуктом, его любят люди всех возрастов. На мой взгляд, падение потребительского спроса — временное явление. Спрос стабилизируется, просто, повторюсь, предприятиям надо четко понимать, чего ждет покупатель от производителя.

Подписка на Все
24 сентября 2018
Неиспользованные резервы снижения затрат, выявленные по результатам проверки Комитетом госконтроля организаций Министерства энергетики, превышают $120 млн.
24 сентября 2018
Средняя зарплата в Беларуси в августе составила 987,5 рубля или 483,8 доллара.
24 сентября 2018
Президентом принято решение и в феврале провести серьезное совещание по ситуации в потребительской кооперации.
24 сентября 2018
Россельхознадзор с 26 сентября запрещает поставки продукции с белорусского агрокомбината "Заря".
24 сентября 2018
На торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже доллар немного отыграл обвал, произошедший на прошлой неделе.
24 сентября 2018
Эксперты в области кибербезопасности сообщили об уязвимости в программном обеспечении Bitcoin Core, которая могла бы уничтожить всю сеть целиком.

Страницы