Сентябрь 27, 2017

В дорогу с «цифрой»

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО

Государства ЕАЭС присоединятся к дополнительному протоколу об электронной накладной e­CMR. Одним из первых на «цифру» будут переводить автомобильный транспорт.

Реформу анонсировал член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Адамкул Жунусов в ходе Евразийской недели, которая прошла 24—26 августа в столице Казахстана. По словам чиновника, распространение e-CMR станет очередным шагом к безбумажному документообороту.

Напомним, товарно-­транспортная накладная CMR — обязательный документ при международной перевозке грузов, содержащий исчерпывающую информацию о перевозке (товарах, транспортных компаниях и сторонах-получателях). Наличие накладной означает, что доставка осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Отсюда и три латинские буквы CMR — аббревиатура названия документа на французском языке.

Глобальный эксперимент

Конвенции уже более пятидесяти лет, а вот дополнительный протокол к нему, узаконивающий электронную накладную e-CMR, был принят Европейской экономической комиссией ООН относительно недавно — 20 февраля 2008 года. При этом впервые электронной накладной воспользовались лишь в январе нынешнего года. С e-CMR был отправлен грузовик с апельсинами, принадлежащий испанскому перевозчику. Автомобиль выехал из испанской Уэльвы, пересек границу с Францией в Пертусе и добрался до французского Перпиньяна, преодолев 1300-километровый маршрут. Организаторами первой поездки стали Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Испанский союз международного транспорта (ASTIC) и французская ассоциация FNTR.

Сейчас в экспериментальном режиме с использованием e-CMR осуществляются трансграничные перевозки между Нидерландами и Бельгией.

На прошедшем 7—8 сентября в Женеве заседании Комитета IRU по коммерческим услугам для перевозчиков эксперты из 25 стран не скрывали: новой системе трудно проходить через политические и административные процедуры во многих государствах. Притом что эксперименты подтвердили работоспособность системы, простоту ее внедрения и эксплуатации, а также прозрачность и безопасность при использовании электронных документов по сравнению с традиционными CMR-накладными.

Сторонники электронных накладных предлагают не ждать, пока в каждой стране появится законодательная основа для распространения e-CMR, а начинать пилотные проекты. Кстати, в Женеве в таком контексте упоминался и ЕАЭС. По мнению экспертов, в нашем регионе «пилот» может быть организован в рамках «евразийской пятерки» — еще до присоединения к соглашениям по е-CMR.

Новую электронную систему ратифицировали 11 стран: Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Латвия, Литва, Франция, Нидерланды, Словакия, Испания и Швейцария. Немалое количество держав проявляют активный интерес к e-CMR.

Буквально на днях Россия объявила о намерении ввести обязательную электронную накладную для автоперевозок: Минтранс РФ приступил к подготовке соответствующих нормативных актов. Предполагается, что сначала переход на электронную накладную будет носить добровольный и поэтапный характер. Когда к такому виду документооборота привыкнут, электронную накладную сделают обязательной.

Мы пока отстаем

В нашей стране идею внедрения e-CMR отстаивает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»: отечественные перевозчики ходатайствуют перед Минтрансом о скорейшем присоединении Беларуси к дополнительному протоколу.

«Пока страна не только не ратифицировала дополнительный протокол по е-CMR, но даже, к сожалению, никак не представлена в Комиссии UN/CEFACT, которая в 2008 году запустила обсуждаемую инициативу. Что это может означать для нас? В лучшем случае мы присоединимся к инициативе в числе последних, а до тех пор будем постепенно терять транспортный и транзитный потенциалы», — отмечает директор ООО «Современные технологии торговли» Сергей Тумель. Его компания стала первым в Беларуси EDI-провайдером электронного коммерческого документооборота.

По мнению собеседника, технологических проблем, связанных с использованием электронной международной накладной, в Беларуси нет, надо лишь ратифицировать дополнительный протокол по e-CMR, а также решить вопрос признания электронных документов, подписанных иностранной электронно-цифровой подписью. Предложения касательно решения второго вопроса у EDI-провайдера тоже есть.

«Плюсы не заставят себя ждать. Обратите внимание, как развивается ситуация с электронными коммерческими документами внутри Беларуси. Все чаще наши контрагенты, ощутив прелесть «электронной легитимной накладной», начинают расширять сервис. Интересуются они и возможностью передачи таких документов за пределы Беларуси. Процесс хоть медленно, но развивается: количество накладных растет, количество подключаемых компаний растет, количество сомневающихся компаний снижается, появился второй аттестованный EDI-оператор», — продолжает Сергей Тумель.

Выгоды очевидны

Многие промышленные, торговые, транспортные компании Беларуси уже успели оценить преимущества электронного коммерческого документооборота. Пополнение пакета электронных документов накладной e-CMR существенно снизит расходы на обработку информации, ускорит и упростит административную работу (чего стоит только упразднение архивной работы с бумажными документами!). Ускорится выставление счетов, повысится точность данных, усовершенствуются контроль и отслеживание грузовых отправлений…

Часть выгод будет носить глобальный характер. Цифровой формат позволит легко интегрировать e-CMR с другими услугами, например с таможенным декларированием или услугами по управлению автопарками и транспортом, к которым прибегают транспортные компании. Информацию в электронном виде легко вводить и хранить, ею просто обмениваться в режиме реального времени. С переходом на электронные накладные все стороны, вовлеченные в грузоперевозки, смогут повысить эффективность логистических процессов в целом. А это уже вопросы повышения конкурентоспособности.

«Чем больше количество государств-членов, пользующихся e-CMR, тем более привлекательной становится система, поскольку страны, обмениваясь электронной информацией, получают взаимную выгоду», — убежден генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.

Подписка на электронные накладные
23 сентября 2017
Однако деловое сообщество опасается, что реформа приведет к резкому росту расходов бизнеса.