Август 28, 2017
аналитик Либерального клуба Вадим МОЖЕЙКО

Открытие velcom cinema — пример для бизнеса, наглядно демонстрирующий то, как можно занять достойное место на рынке, на котором доминирует государство.

Минский рынок кинопроката — лакомый кусок, но на нем давно и прочно доминирует государство. УП «Киновидеопрокат» гордится тем, что существует и развивается за счет собственной прибыли, а не живет на субсидии. Это позволило модернизировать все принадлежащие ему 13 кинотеатров, в большинстве из которых теперь есть и 3D, и приличные залы. Как в таких условиях конкурировать частному бизнесу?

Довольно слабый вариант — ничем не выделяющиеся единичные кинотеатры в торговых центрах («Замок» в одноименном торговом центре и «АртКинотеатр» в ТЦ «Титан»). Они имеют право на жизнь — и, очевидно, некоторую прибыль — как вариант для проведения досуга посетителями ТЦ и жителями ближайших домов. Зачем минчанину специально отправляться именно в эти кинотеатры, если есть разветвленная сеть «Киновидеопроката»?

Интересные варианты — нишевые проекты вроде «Авто­кинотеатра» в Малиновке или «Falcon Club Бутик Кино». Первый предлагает смотреть фильмы в машине, получая звук по FM-передатчику, а второй позиционирует себя как элитный кинотеатр, демонстрирующий и блокбастеры, и арт-хаус, и спектакли, и фильмы на языке оригинала (по соответствующе высокой цене).

Хорошо, что появляются такие нишевые проекты, ведь они обогащают культурный рынок. Однако их бизнес-модель вряд ли перспективна для развития: второй кинотеатр в авто или в эксклюзивном формате Минску едва ли нужен. Да и с первым могут быть проблемы. Как недавно отметил блогер Денис Блищ, в выходной день на нескольких сеансах в «Фалконе» он был практически в одиночестве.

На этом фоне, пожалуй, самый интересный формат — частный кинотеатр, который не боится строить сеть, работающую по среднерыночным ценам, но конкурирующую с государством в том числе по уровню технических новинок. В августе сеть Silver Screen Cinemas открыла уже третий кинотеатр (два других работают в ТРЦ Galileo и ТРЦ Arena City): в ТРЦ Dana Mall двери распахнул velcom cinema.

Как видно из названия, в новом проекте Silver Screen сотрудничает с velcom. «Мы как бизнес открытие кинотеатров не рассматриваем, это брендинговый проект», — подчеркивает начальник управления маркетинга компании velcom Юлия Дайнеко.

Правда, именем мультиплекса присутствие velcom не ограничилось: самый прокачанный зал называется VOKA (как интернет-телевидение). Также velcom предоставляет Wi-Fi в кинотеатре. Даже черно-желтое цветовое оформление общее. Такая синергия кинопрокатному бизнесу Беларуси в новинку.

Новый кинотеатр может пощеголять и техническими достижениями: сдвоенные проекторы Sony, самый большой среди мультиплексов экран для 3D-фильмов с разрешением 4К, акустика Dolby Atmos, диваны Premier Sofa
и кресла-реклайнеры с возмож­ностью регулировки наклона специальными кнопками. Ощущения от просмотра кинолент в самом прокачанном зале VOKA действительно яркие, что не так-то просто для современной индустрии развлечений. Кажется, еще более важное слагаемое успеха — комплексность впечатлений от похода в кино.

«Мы умеем создавать атмосферу», — утверждает соучредитель сети кинотеатров Silver Screen Cinemas Янис Гутанс и называет коллег «командой перфекционистов». Действительно, отличия от государственных кинозалов вроде бы в мелочах, но вместе они подчеркивают преимущества частника. Форма у персонала не лишь бы какая, а специально разработанная дизайнером Юлией Латушкиной. Продажа попкорна и прочей «киноеды» впервые организована в формате самообслуживания, а не прилавков с продавщицами. (На этот формат давно перешли все супермаркеты. Почему кинотеатры до сих пор работают по старинке, как советские булочные?)

Такие простые мелочи лишний раз доказывают, насколько слабо по сравнению с Азией или Америкой развит рынок частных кинотеатров в Беларуси. Возможно, дело в том, что отдача в данном бизнесе не быстрая. Как рассказал Янис Гутанс, пока сеть Silver Screen не реинвестирует прибыль, а требует новых вложений — «это долгосрочный проект». Не многие решаются на такие бизнесы в Беларуси, но обратная сторона медали — низкая конкуренция. В выигрыше уж точно оказываются зрители.

 

Материал опубликован в №32 газеты "Белорусы и рынок" от 26 августа 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на Кино + кинопрокат
13 июля 2017
Проект «Белкинолето» возник в рамках международного независимого фестиваля короткометражного кино Cinema Perpetuum Mobile, создателями которого является команда молодых белорусских кинематографистов. Новая инициатива была призвана дать вторую жизнь белорусской программе фестиваля, привлечь внимание более широкой аудитории к отечественному кинопродукту. Дополнительные показы во дворике Национального исторического музея действительно привлекли интерес публики, организаторам стали поступать предложения о сотрудничестве от различных инициатив в сфере кино. Так оформился новый самостоятельный проект.