Октябрь 05, 2009
Татьяна МАНЕНОК

В августе 2008 года в Беларуси была принята Программа развития логистической системы страны на период до 2015 года. Сегодня этот документ правительство рассматривает в качестве одного из приоритетных в реализации антикризисных мер, что может свидетельствовать об осознании правительством стратегических приоритетов национальной экономики.

Если белорусским компаниям удастся переключить на себя значительную часть грузов, идущих из Китая в Европу и обратно, то в условиях мировой рецессии национальная экономика Беларуси может не только сохранить объем экспорта транспортных услуг, но и увеличить его. Конечно, при условии создания в стране сети транспортно-логистических центров с современными инфраструктурой и технологиями.

Год назад правительство было полно решимости в предельно сжатые сроки создать правовую базу по развитию фактически новой отрасли для страны.

Основной документ - проект Указа "О логистической деятельности в Республике Беларусь" - Межведомственная комиссия по координации работ по выполнению программы развития логистики под руководством вице-премьера Андрея Кобякова планировала подготовить к началу 2009 года.

Предполагалось, что документ урегулирует вопросы, связанные с упрощенной процедурой оформления земельных участков для строительства логистических центров. В нем также предусматривались льготное налогообложение инвесторов, реализующих проекты по строительству логистических центров, освобождение их от арендной платы за земельный участок на период строительства, а также оказание определенных мер господдержки.

Параллельно планировалось подготовить нормативный акт, расширяющий перечень услуг, оказываемых резидентами СЭЗ, за счет включения транспортно-логистических услуг. В СЭЗ также предполагалось включить транспортно-логистические центры, географически от них отдаленные.

Минтранс совместно с Минэкономики подготовили проект указа о логистической деятельности.

Этим документом предусматривались определенные преференции как для "начинающих" строительство инвесторов, так и для уже работающих в этой сфере. Речь шла об освобождении уже зарегистрированного логистического центра на 5 лет от налога на прибыль, о беспошлинном ввозе оборудования. Кроме того, в 2 раза снижалась арендная плата за землю и т. д.

Одновременно были подготовлены правительственные решения по условиям регистрации логистических центров и освобождению от таможенных пошлин ввозимого оборудования.

В марте 2009 года пакет документов был внесен в правительство. Немного позже на заседании Межведомственной комиссии по координации работ по выполнению программы развития логистики было принято решение объединить оба документа.

Тем не менее профильные документы по развитию логистики в Беларуси так и не были приняты.

Надобность в их принятии отпала после того, как 6 августа президент подписал Декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".

В правительстве решили, что данный документ является универсальным для инвесторов и в том числе регулирует условия реализации инвестпроектов по развитию логистических центров в Беларуси. В связи с этим посчитали нецелесообразным принимать специальное законодательство по развитию логистики в стране.

В Минтрансе также считают, что декрет послужит импульсом для развития транспортно-логистических центров в Беларуси. "На местах уже заждались этого документа, поскольку желающих участвовать в строительстве логистических центров достаточно много", - отметили в Минтрансе.

Интерес к участию в создании и развитии транспортно-логистических центров в Беларуси проявляют компании Китая, Бельгии, Нидерландов, Испании, Португалии, Италии, США, ОАЭ. Поступают также предложения о сотрудничестве от инвесторов из Турции и Ирана.

В Минтрансе считают, что 2010 год станет решающим для развития транспортно-логистических центров в Беларуси. К этому времени необходимо четко определиться с местами их расположения, что позволит ускорить строительство.

Справка "БР"
Декрет № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" принят 6 августа 2009 года и вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования.
В течение трех месяцев должен быть разработан и механизм реализации документа. С этой целью создана межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает необходимые нормативно-правовые акты.
В числе важнейших вопросов - внесение изменений в Инвестиционный кодекс Беларуси, новое положение по заключению инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. Также будет откорректировано положение по регистрации инвестиционных договоров в Госрегистре. Разрабатывается порядок согласования перечня товаров, ввозимых инвестором для реализации проекта. Такой порядок необходим для получения таможенных льгот. Все эти документы вступят в силу и начнут работать в первой декаде ноября.
Декретом вводится возможность заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь на трех уровнях. Договор может быть заключен по решению республиканского органа госуправления, иной госорганизации, подчиненной правительству, по решению областного либо Минского городского исполнительного комитета. Также договор может быть заключен по решению Совета министров или по решению Совета министров по согласованию с президентом. Ранее местные органы власти не имели возможности заключать договоры с инвесторами от своего лица без соответствующего разрешения.
Декрет № 10 направлен на создание унифицированных условий для инвесторов в Беларуси, предоставление им дополнительных гарантий защиты инвестиций, закрепление прав двух сторон. Предусмотрено предоставление инвесторам ряда льгот. В том числе речь идет о возможности строительства объектов одновременно с их проектированием, получения в аренду земельных участков без проведения аукциона, а также об освобождении от платы за право заключения договора аренды и т. д.
Подписка на Все
19 сентября 2018
На торгах Белорусской валютно-фондовой биржи 19 сентября доллар США и евро вновь подешевели, а российский рубль подорожал к белорусскому рублю.
19 сентября 2018
Появление новых торговых центров и проникновение зарубежных брендов на рынок нашей страны значительно усложнили задачу отечественных производителей нижнего белья.
19 сентября 2018
В наземном транспорте Минска хотят внедрить систему оплаты проезда банковской картой, которая сейчас действует в метро.
19 сентября 2018
Беларусь впервые примет участие в саммите по устойчивому развитию, организованном Всемирным экономическим форумом.
19 сентября 2018
Начата процедура поиска стратегических инвесторов для государственных предприятий легкой промышленности ОАО «8 Марта» и ОАО «Лента» и химической промышленности ОАО «Крион» и ОАО «Лакокраска».
19 сентября 2018
Ликвидационная комиссия ОАО «Борисовский завод музыкальных инструментов» подала в Экономический суд Минской области заявление о банкротстве.

Страницы