Март 05, 2018
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Вступление в силу нового порядка пассажирских перевозок многие СМИ охарактеризовали как транспортный коллапс. К этому привело, возможно, правильное, но непроработанное и непродуманное решение регулятора.

Проблема возникла в связи с тем, что теперь к «маршрутчикам» предъявляются требования как к пассажирским перевозкам в регулярном сообщении. Это значит, что водитель должен работать на маршруте, определенном в договоре об организации автомобильных перевозок в регулярном сообщении, а также составлять паспорт маршрута установленной формы. Как следует из имеющейся информации, такие требования и стали причиной того, что большинство частных перевозчиков не вышли на работу. Думаю, со временем стороны этого конфликта договорятся и проблема решится, однако это слабое утешение для граждан, планы которых сорвались из-за того, что проб­лему не удалось предупредить. Виноваты, на мой взгляд, как госорганы, так и представители бизнеса.

Специалисты отрасли, с которыми удалось обсудить тему недели, пояснили, что государство вмешалось в сферу пассажирских перевозок не с бухты-барахты, а потому, что там действительно сложилась негативная практика: пользуясь отсутствием надлежащего регулирования, некоторые фирмы и ИП под видом нерегулярных перевозок стали выполнять по сути регулярные, причем действовать по собственному усмотрению и с нарушением правил конкуренции. Например, они перехватывали пассажиров, дожидавшихся, например, регулярного автобуса, подъезжая к остановочному пункту за несколько минут до его приезда и демпингуя ценами на билеты.

Стремление государства в лице Минтранса навести порядок в целом понятно. Однако, похоже, далеко не все было продумано, и сегодня стоящие на приколе перевозчики правы в том, что их бизнес несет потери. Самое главное — страдают пассажиры. Вероятно, вводя новые нормы, нужно было все-таки предусмотреть некий переходный период и не доводить ситуацию до того, что граждане просто не смогут добраться из точки А в точку Б в пределах страны.

Те, кто работал добросовестно и законно, известны властям. Транспортная инспекция должна была знать «героев» и действовать решительно. Поэтому для добросовестных перевозчиков следует создать максимально упрощенные условия продолжения деятельности, причем решить все нужно незамедлительно.

Конечно, нельзя снимать вину и с перевозчиков. Они знали о новых правилах заранее, но молчали в надежде на пресловутый авось. С момента принятия документа и до его вступления в силу прошло полгода. Нужно было стучаться во все двери, призывать на помощь граждан, которые сегодня превратились в пострадавших.

Впрочем, оправдать перевозчиков все равно легче. Они могли просто решить, что не будут работать в новых условиях и не будут никуда обращаться.

Гораздо труднее найти оправдание для регулятора: он должен был подумать и просчитать, что будет после того, как новые правила вступят в силу. Мы уже несколько лет твердим, что в белорусскую практику нужно внедрять оценку регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности, однако воз и ныне там. В то же время очевидно, что, если бы подобная оценка была проведена, сложившейся сегодня ситуации не было бы.

Не могу не согласиться с теми перевозчиками, которые утверждают, что кое-кто из гос­органов, прежде всего местные исполкомы, пытается использовать ситуацию для устранения (ограничения) конкуренции и улучшения условий работы «своих» перевозчиков. Думаю, это недальновидная политика. Кстати, в данной сфере можно было бы активно использовать соглашения о государственно-частном партнерстве, благо есть специальный закон, который в силу ряда причин пока работает слабо.

Конечно, государство имеет право и обязано регулировать общественные отношения в различных сферах, но бесспорно и то, что это регулирование не должно висеть камнем на шее бизнеса и падать на голову потребителю, как снежный ком.

Подписка на маршрутки + нерегулярные перевозки + регулярные перевозки
11 июня 2018
Яростные споры вокруг нового закона об автомобильных перевозках имеют под собой финансовую подоплеку.
28 мая 2018
Совет по развитию предпринимательства рекомендовал правительству создать более либеральные условия для работы пассажирских перевозчиков, в том числе отменить конкурс на право перевозок и узаконить диспетчерские службы маршрутчиков.
24 мая 2018
Более 100 перевозчиков перешли на работу в регулярном сообщении.
21 мая 2018
Ведомство подготовило проект соответствующего указа президента.
07 мая 2018
Найти компромисс между интересами регулярных и нерегулярных перевозчиков в ближайшее время намерен Совет по развитию предпринимательства. На его рассмотрение представлены два варианта решения проблемы.

Страницы