Июнь 09, 2014
Татьяна МАНЕНОК

В этом году концерн "Белнефтехим" уже несколько раз вносил предложения в правительство о необходимости повысить цены на автомобильное топливо. Пока правительство откладывало это решение (одна из причин, надо полагать, - чемпионат мира по хоккею в Минске). В результате ценники на нефтепродукты на радость автолюбителям не меняются уже почти полгода, хотя курс национальной валюты не стоит на месте, да и финансовое состояние белорусских НПЗ оставляет желать лучшего.

В целом условия работы отечественных НПЗ в этом году значительно улучшились благодаря договоренностям с Россией об условиях поставки нефти. Ситуация стала более предсказуемой. В отличие от прошлого года, когда контракты заключались ежеквартально, в этом году были подписаны соглашения о поставках нефти сначала на полугодие, а теперь на весь текущий год. Это позволяет выстраивать отношения с поставщиками на более длительный срок, что положительно влияет на работу белорусских НПЗ.

В то же время внешняя конъюнктура, налоговая и кредитная политика на внутреннем рынке не позволяют отечественным нефтепереработчикам работать с высокой рентабельностью. Рентабельность белорусских НПЗ составляет 5-7%.

По имеющимся данным, вопрос о повышении цен на бензин и дизтопливо уже стоит в повестке. Ожидается, что в ближайшее время цены на автомобильное топливо могут увеличиться как минимум на 5%. Однако параллельно обсуждается вопрос о повышении акцизного налога на автомобильное топливо. Если такое решение будет принято, то ценники на АЗС могут измениться более ощутимо - в пределах 10%.

Весной этого года в профильных ведомствах обсуждалась возможность повышения акциза на 5%. Если бы это решение было принято, то оно привело бы к подорожанию автомобильного топлива на 60-100 BYR. Но в процессе обсуждения этого вопроса появилось несколько вариантов повышения акцизной ставки. Предполагается, что окончательное решение будет принято исходя из состояния бюджета и экономического положения белорусских НПЗ.

Между тем законом № 96-З от 31 декабря 2013 года предусмотрено, что в 2014 году ставки акцизов на автомобильное и дизельное топливо в Беларуси будут установлены на весь год в зависимости от их экологического класса вместо содержания октанового числа. По оценкам, в этом году ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут в среднем на 14,5%.

В последний раз цены на автомобильное топливо в Беларуси были повышены 28 декабря 2013 года в среднем на 2%. Свое решение концерн "Белнефтехим" мотивировал необходимостью "частичной компенсации увеличения ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты с 1 января 2014 года".

В 2013 году концерн "Белнефтехим" 5 раз повышал цены на автомобильное топливо, мотивируя свои решения в основном необходимостью частичной компенсации повышения ставок акцизного налога, в результате стоимость "Нормаля-80" выросла на 17%, Аи-92 - на 23,7-26,6%, дизтоплива - на 25,5%, Аи-95 - на 26,7%.

Справка "БР"
В 2014 году производство бензина в Беларуси планируется увеличить на 15,1% к уровню 2013 года, до 4 млн. 240 тыс. тонн, экспорт - на 21,9%, до 3 млн. 90 тыс. тонн. Потребление на внутреннем рынке прогнозируется на уровне 2013 года - 1,16 млн. тонн. В 2014 году планируется произвести 7,89 млн. тонн дизельного топлива (на 8,7% больше), в том числе для внутреннего потребления - 3,63 млн. тонн (на 5,2% больше), на экспорт - 4,26 млн. тонн (на 12,3% больше).
Планируется произвести 5,43 млн. тонн топочного мазута (на 6,8% меньше, чем в 2013 году), экспортировать 5,13 млн. тонн (на 2,8% меньше), потребление внутри страны составит 510 тыс. тонн (на 12,1% меньше) (с учетом переходящих остатков). В 2014 году планируется импортировать 4 тыс. тонн бензина, импорт дизеля и мазута не предусмотрен.

Подписка на Все
28 июня 2017
Инициатором дополнений, вызвавших реакцию белорусского МИДа, стали литовские депутаты.
28 июня 2017
Распространение печатных изданий, аудиовизуальных программ без нее запрещается
28 июня 2017
Крупные компании обратились в МВД с заявлениями на хакеров
28 июня 2017
Всего Минпром выведет на него 69 гражданских машин
28 июня 2017
Они будут действовать до 31 января 2018 года.

Страницы