Июль 17, 2018
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО

Государственный таможенный комитет пока отказывает в реализации пилотного проекта по применению электронной книжки МДП (e­TIR) на белорусско­литовской границе. Ситуацию взял на контроль Совет по развитию предпринимательства.

Деловые круги Беларуси и Литвы предложили начать использование e-TIR при перемещении грузов между двумя странами, однако инициатива не получила поддержки со стороны Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Об этом идет речь в аналитической записке, подготовленной Советом по развитию предпринимательства по итогам состоявшегося 22 июня заседания. Документ с исследованием проблем и перспектив таможенного транзита направлен в правительство.

В аналитической записке совета подчеркивается, что е-TIR позволяет более эффективно организовать транспортировку грузов и сэкономить время, поскольку перевозчику не нужно оформлять в таможенных органах транзитную декларацию (с учетом национальных особенностей), приобретать и предоставлять бумажную версию книжки МДП. Система будет интересна и для таможенных органов, так как снижает объемы работ с документами, упрощает и ускоряет таможенный контроль. При работе с электронной книжкой таможенные органы получат доступ к данным МДП, предоставляемым всеми предыдущими таможенными пунктами, в том числе к декларации, принятой в таможенном пункте отправления, номерам пломб и прочей информации.

Есть положительные примеры

Сторонники е-TIR обращают внимание на положительный опыт применения документа в других странах. По мнению заместителя председателя рабочей группы по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30) Европейской экономической комиссии ООН Александра Федорова, распространению e-TIR может способствовать интерес к системе МДП стран, недавно присоединившихся к Конвенции МДП. Так, большой интерес к ней проявили Индия, Катар, Палестина. С конца 2017 года система МДП начала функционировать в ОАЭ (хотя каждый эмират имеет свою, отдельную таможню).

С мая 2018-го Конвенция МДП в полном объеме начала действовать в Китае. Успешно реализуются пилотные проекты е-TIR в Иране и Турции. Обе страны уже какое-то время оформляют перевозки согласно Конвенции МДП в электронном виде.

Еще один проект стартовал на сухопутном участке турецко-грузинской границы, где также отмечены положительные результаты.

Для Беларуси переход на электронные книжки МДП может стать очередным шагом в развитии международной торговли, а также усилении транзитного потенциала. Это отвечало бы духу времени, ведь вступивший в силу 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие сотрудников таможни в процедуре выпуска товаров.

Значительный прорыв в оцифровке транспортных операций сулит и переход на электронные товарно-транспортные накладные (е-CMR). Наша страна пока не присоединилась к протоколу, дополняющему Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и предлагающему электронное управление посредством e-CMR.

Использование e-CMR будет содействовать экономии средств, повысит прозрачность и точность многих бизнес-процессов на транспорте. Так, по словам руководителя отдела глобальных инноваций Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Желько Йефтича, принявшего участие в майской конференции БАМАП, перевод CMR в электронный формат может сэкономить 38—44 % времени, которое сейчас тратится на администрирование накладных (заполнение, форматирование, постановку печатей, проверку). Добавим сюда значительную экономию времени при прохождении границы.

Надежду вселяет тот факт, что пункт о цифровых транспортно-сопроводительных документах, в том числе и накладной e-CMR, недавно включен в «дорожную карту» по реализации Основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов ЕАЭС на 2018—2020 годы. Всего в документе 97 мероприятий, среди них связанные с таможенным и техническим регулированием, внедрением информационных технологий, переходом на безбумажный документооборот.

 

Фото БЕЛТА

Потоки растут. Справится ли граница?

Очевидно, что в ближайшие годы на Евразийском континенте будет возрастать потребность в электронном информационном обмене. В пользу этого говорят, к примеру, развитие логистических связей между Китаем и Европой и постепенный, но уверенный перехват автотранспортом грузов с железной дороги. Так, по данным аналитического бюро Eurostatica, в 2017 году объемы перевозок автомобилями из России в Европу железа и стали увеличились на 16,3 %, стекла и изделий из него — на 42,9 %, различной химической продукции — на 13 %, алюминия и изделий из него — на 7,6 %. На автоперевозки переходят грузоотправители скоропор­тящихся товаров, а также различной техники, в том числе производственной.

Самое время задаться вопросом: сможет ли пропустить эти потоки грузов белорусская граница? Не секрет, что ее участок со странами ЕС до сих пор является узким местом в отечественной логистике. С одной стороны, время оформления грузов таможенной службой Беларуси все время снижается, с другой — очереди на западной границе возникают с тревожным постоянством. Кто-то в этом упрекает недостаточно развитую пропускную инфраструктуру, в том числе в странах-соседях, другие видят причину в отсутствии взаимной координации между госорганами. Возможно, наряду с решением этих проблем стоит подумать о более решительных шагах — по оцифровке транспортных документов?

Расширим страховку

В БАПАМ полагают, что переход на цифру должен сопровождаться увеличением гарантийного покрытия по книжке МДП на территории Республики Беларусь до 100 тыс. евро. Сейчас в нашей стране максимальная сумма такого обеспечения для уплаты таможенных пошлин составляет 60 тыс. евро, что не отвечает современным требованиям.

К слову, решение об увеличении гарантийного покрытия приняли уже 32 государства, среди которых страны Евросоюза, ЕАЭС (Армения и Кыргызстан), а также Украина, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Китай и другие.

В отраслевой ассоциации уверены, что увеличение гарантийного покрытия по одной книжке МДП будет способствовать росту транзитных перевозок из Европы в Китай через Беларусь. В противном случае различный уровень гарантийного покрытия на территории ЕАЭС и в Китае станет сдерживающим фактором для доставки дорогостоящих китайских товаров по нашей территории.

Подписка на ГТК + таможня + БАМАП + ЕАЭС + пересечение границы + e-­TIR
21 сентября 2018
В ЕАЭС нужно внедрять и развивать механизм безбумажной торговли, заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин на заседании объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в Минске в пятницу.
28 августа 2018
Евразийская экономическая комиссия завершила создание информационной и правовой базы единого рынка лекарств ЕАЭС.
24 августа 2018
Пошлины на ввозимые на рынок Евразийского экономического союза новые автомобили будут снижены до 17%.
20 августа 2018
Беларусь предлагает ввести ответственность стран ЕАЭС за невыполнение обязательств. Независимые эксперты полагают, что участники союза, в том числе наша страна, попросту не готовы к полноформатному выполнению соглашений.
10 августа 2018
Александр Лукашенко упрекает Россию в недобросовестной конкуренции и невыполнении обязательств в рамках Евразийского экономического союза.
27 июля 2018
В Санкт-Петербурге прошло заседание межправительственного совета объединения.

Страницы