Октябрь 02, 2017
Любовь БАХУРЕВИЧ

Как работается на белорусском рынке компании с мировым именем, что важнее для отечественного потребителя: цена или качество, делится ли бизнес на мужской и женский — об этом «БР» поговорила с главой представительства ООО «Грундфос» в Беларуси Тамарой ГЛЕЦЕВИЧ.

 

— Тамара Сергеевна, расскажите, как вы оказались во главе иностранного представительства крупной компании с мировым именем?

— Все началось в 90-х годах после развала СССР. Промышленные предприятия практически не работали, шли массовые сокращения. Я работала инженером-конструктором III категории на заводе имени Вавилова, конструировала станки с ЧПУ. Перспектив практически не было, поэтому пришлось думать о том, как жить дальше. Поскольку стране требовались экономисты, параллельно поступила на заочное отделение Института народного хозяйства на специальность «экономика и управление производством».

Перед окончанием вуза получила из Немецкой академии менеджмента приглашение пройти очный курс обучения в Германии. Тогда рынок постсоветского пространства был белым пятном для западных производителей и большой перспективой в плане продаж. На время дипломной практики меня пригласили на завод GRUNDFOS в городе Вальштедт.

После защиты диплома в Немецкой академии менеджмента приняла предложение компании открыть представительство в Беларуси. С этого, собственно, все и началось. Так я снова вернулась к технике, которую мне надо было уже не конструировать, а продавать.

— Какова философия работы вашего представительства? Что отличает вас от конкурентов?

— Наше главное отличие от конкурентов — фокус на клиента, где и кем бы он ни был. Наша основная задача — удовлетворенный клиент. Более двадцати лет назад руководство GRUNDFOS приняло решение открыть официальное представительство в Беларуси, чтобы нашим клиентам было удобно и они всегда ощущали наше присутствие. Мы всегда делаем все возможное, чтобы они оставались довольны как качеством, так и быстротой оказания помощи. Технические консультации и советы в подборе оборудования, обучение и маркетинговая поддержка, совместные акции — вот далеко не полный перечень мероприятий, которые мы проводим для наших партнеров. Мы никогда не выступаем конкурентами наших дилеров, а, наоборот, всячески поддерживаем их.

— С какими проблемами приходится сталкиваться?

— Их много. На мой взгляд, одна из ключевых проблем в нашей стране: экономика регулируется государством, а не рынком. В Беларуси очень много предприятий государственной формы собственности, не имеющих настоящего хозяина. Основным критерием покупки оборудования, комплектующих, запчастей такими предприятиями является, как правило, низкая цена. Качество, энергоэффективность отходят на второй план, невзирая на различные программы по модернизации и энергосбережению. На многих предприятиях такой критерий оценки продукта, как стоимость его жизненного цикла, не учитывается, основная ставка делается на капитальные затраты.

Несколько иная ситуация на предприятиях с частным капиталом. Там собственники умеют считать деньги и хорошо понимают разницу между капитальными и совокупными затратами. Для нас это очень важно, так как мы предлагаем все-таки не дешевый, а качественный, премиальный продукт.

В бытовом сегменте дела обстоят чуть лучше: собственники рублем голосуют за более прогрессивное и надежное оборудование.

— Как вы оцениваете состояние рынка строительного оборудования и сопутствующих услуг? Насколько он развит и конкурентен?

— Пока наша экономика не покажет более-менее постоянный рост, состояние рынка будет оставлять желать лучшего. Сейчас я не вижу поводов для большого оптимизма. В частности, значительно уменьшились объемы строительства, промышленные предприятия также не могут похвастаться своей конкурентоспособностью, отсюда и отсутствие средств на реконструкцию и модернизацию.

Обнадеживает то, что ситуация начинает меняться и теперь прогрессивный потребитель чаще делает выбор в пользу более энергоэффективного и качественного оборудования, которое, как правило, предлагают зарубежные производители. Если лет 15—20 назад отношение отечественного оборудования к импортному равнялось 60:40, то сейчас данная пропорция выглядит с точностью до наоборот: 40 % продаваемого оборудования — отечественная продукция (к ней мы относим и оборудование российских производителей), а 60 % — импортная.

На рынке Беларуси присутствует достаточное количество иностранных производителей, выпускающих продукцию разного ценового уровня. Надо понимать, что и качество этих продуктов разное. Производители, предлагающие свой продукт по сравнительно низкой цене, делают это в ущерб качеству не только самого продукта, но и дальнейшего сервиса.

Наша компания постоянно инвестирует в улучшение качества продукта, в его соответствие лучшим мировым технологиям. Огромное внимание мы уделяем и сервису. Могу с гордостью сказать, что уровень нашего сервиса в Беларуси превосходит всех остальных производителей. Подтверждение тому — международные сертификаты качества оказываемых услуг TьV, их получили некоторые наши сервисные центры.

О высоком качестве нашего насосного оборудования говорит не только множество международных наград, но и признание в Беларуси. В нашей коллекции есть такие титулы, как «Компания года», «Брэнд года», «Лучший строительный продукт года», «Лидер энергоэффективности».

— Каковы перспективные направления работы представительства GRUNDFOS в Беларуси?

— В 2015 году концерн GRUNDFOS A/S разработал Strategy 2020 — новую стратегию развития на ближайшие пять лет. В нашем регионе мы также работаем в соответствии с данной стратегией. Это означает, что мы продолжим работать, фокусируясь на клиенте, и предлагать самое эффективное и передовое насос­ное оборудование, развивать направление, связанное с использованием цифровых технологий, и сервис как наше конкурентное преимущество. Конечно же, будем стремиться к дальнейшему росту финансовых показателей.

Мы не зря названы компанией, выпускающей насосы № 1 в мире (по оценке The Freedonia Group, Inc., 2015). Это высокое звание несем с гордостью и будем делать все возможное для поддержания статуса мирового лидера рынка насосного оборудования.

— Как вам удается совмещать руководство крупной компанией и традиционную для женщины роль хранительницы домашнего очага?

— Я очень люблю свою работу, которой отдала уже 22 года, но считаю, что без крепкого тыла полностью отдаваться любимому делу невозможно. Стараюсь, чтобы близкие не чувствовали себя обделенными моим вниманием и заботой, поэтому все, что необходимо выполнить хранительнице домашнего очага, пытаюсь успеть сделать. Правда, все же чем-то приходится жертвовать, например временем для сна или — иногда — своими увлечениями.

— Как вам кажется, кому проще в бизнесе: мужчине либо женщине? Есть ли в деловых кругах разделение по так называемому гендерному признаку?

— Если бы женщинам было труднее, то численность бизнес-­леди не росла бы с такой космической скоростью. Кстати, The America College of Financial Services прогнозирует, что к 2030 году женщины будут контролировать две трети американских активов.

Думаю, все зависит от уровня профессионализма. Сегодня женщины в бизнесе часто бывают успешнее, чем мужчины, из-за более ответственного, что ли, подхода к делу, целеустремленности. Мы знаем огромное количество успешных бизнес-леди, женщин-ученых, изобретательниц и др. Кто помнит австрийскую актрису Хеди Ламарр, в 1942 году запатентовавшую систему, позволяющую на расстоянии управлять торпедами? А ведь именно благодаря ей сегодня работают военные спутники и мы пользуемся сотовыми телефонами стандарта GSM. Можно привести великое множество подобных примеров.

Поэтому не думаю, что есть принципиальное отличие в ведении бизнеса мужчиной и женщиной. Все зависит от характера. Мне кажется, нельзя делить бизнес на мужской и женский. Главное — к чему больше лежит душа, чем больше нравится заниматься!

 

Материал опубликован в номере 36 газеты "Белорусы и рынок" от 30 сментября 2017 года. Оформить подписку

Подписка на Грундфос + насосы + Бизнес + история успеха
02 декабря 2017
Является ли экономическая нестабильность бесспорным благом для юристов и как на практике избежать подводных камней белорусской судебной системы? Об этом «БР» поговорила с юристом и медиатором Мариной СТЕПИНОЙ.
14 ноября 2017
В нашу страну приехала большая делегация французских бизнесменов.
30 октября 2017
Развитию малого и среднего предпринимательства мешают неравные условия для частных и государственных компаний, а также значительная доля госсектора.
24 октября 2017
Более­-менее устойчиво в стране развивается только микро­ и малый бизнес, тогда как средние и крупные предприятия в основном стагнируют. Такую оценку условиям хозяйствования в интервью «БР» дал почетный председатель БСПН им. Кунявского Георгий БАДЕЙ.
23 октября 2017
Антимонопольное и таможенное регулирование все еще существенно отличается в различных странах Евразийского экономического союза, констатировали участники форума «Бизнес в ЕАЭС».
17 июля 2017
Рынок телематики оценивается в 22–25 млрд долларов, к 2020 году вырастет в два раза. Причем в кризис он растет быстрее.

Страницы