Январь 29, 2018
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Казалось бы, проблема регистрации бизнеса в Беларуси решена довольно прогрессивно, однако даже в этой сфере есть проблемы, препятствующие развитию частной инициативы и требующие решения.

В стране действует заявительный принцип регистрации, и все, в том числе авторы исследования Doing Business, отмечают это как несомненное достижение. Действительно, декрет от 16.01.2009 № 1 позволяет зарегистрироваться за один день. В частности, регистрирующий орган не будет проверять содержание учредительных документов, требование, касающееся минимального размера уставного фонда, действует только в отношении закрытых и открытых акционерных обществ. Отказать в регистрации могут, только если: в регистрирующий орган представлены не все необходимые документы; они поданы не в тот орган; неправильно оформлено заявление о регистрации.

На самом деле у этого айсберга есть и подводная часть. Если в дальнейшем будет обнаружено, что сведения оказались ложными, то государственная регистрация может быть при­з­нана недействительной, а доходы, полученные от деятельности, взысканы в судебном порядке в местные бюджеты. Причем речь идет о доходах за весь период осуществления деятельности.

Недавно участники заседания одной из рабочих групп Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве подняли вопрос об отмене указанных требований прежде всего потому, что в случае обнаружения нарушений и признания регистрации недействительной наступает «коллективная» ответственность. То есть неверные сведения указал, например, один из пятидесяти участников, а пострадают все!

Поэтому был поставлен вопрос об индивидуализации ответственности: отвечать должен только виновный. К сожалению, чиновники не поддержали эту инициативу. В качестве основного аргумента они привели довод, что теперь норма о признании регистрации недействительной не является императивной, а суд будет решать вопрос с учетом характера допущенных нарушений. Кроме того, во внимание будет приниматься наличие умысла и ущерба государственным или имущественным интересам, гражданам или юридическим лицам, а также другие обстоятельства.

В действительности это гораздо более трудный вопрос, потому что в законодательстве перечислены еще 12 обстоятельств, которые являются дополнительными основаниями для отказа в регистрации, хотя официально упомянуты лишь три из них. Если кто-то укажет хотя бы одно из этих обстоятельств, то в регистрации будет отказано.

На практике мы встречаем внесудебные ограничения предпринимательской деятельности, хотя и Гражданский, и Уголовный кодексы гласят о том, что предпринимательская деятельность может быть ограничена только судом. «В случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до трех лет», — гласит ч. 1 ст. 31 Гражданского кодекса.

Поэтому любое из прописанных в законодательстве 12 обстоятельств не соответствует базовым принципам нашего права, в том числе Конституции. Например, самое «веское» из этих обстоятельств, указанное в перечне первым, гласит: «Гражданин — собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществ­ления экономической деятельности». Данное обстоятельство весьма серьезно: судимость за довольно тяжкие преступления! Однако если, вынося приговор, суд не указал такой вид наказания (оно дополнительное), как ограничение предпринимательской деятельности, то причем здесь судимость?

Отдельные сведения, которые необходимо указывать в заявлении, вообще не выдерживают никакой критики (например, что «гражданин — собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений»).

Так может, нужно взять и отменить эти «нормы», вместо того чтобы принимать очередную редакцию декрета о «тунеядцах»? Ведь подобными нормами мы как раз и способствуем увеличению количества этих самых «тунеядцев»!

Подписка на регистрация бизнеса + условия ведения бизнеса + либерализация условий ведения бизнеса + раскрепощение бизнеса
12 февраля 2018
Об этом сообщил председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин
25 января 2018
Совмин принял план реализации документа «О развитии предпринимательства»
15 января 2018
Старания властей улучшить деловую среду пока не привели к существенному увеличению объемов производства и росту занятости в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП).
26 декабря 2017
Все еще нет предпосылок для увеличения в ближайшие годы доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 40—50 %. Планы правительства рискуют не осуществиться.
18 декабря 2017
Принципы взаимодействия бизнеса и государства, заложенные в декрете № 7, должны быть не просто продекларированы, а прочно войти в правоприменительную практику.

Страницы