Декабрь 23, 2017
Олег ШЕПЕЛЮК

Республиканский бюджет на 2018 год за неделю прошел оба чтения в Палате представителей и получил одобрение Совета Республики. По сравнению с вариантом, представленным на нулевом чтении, увеличился размер резервного фонда президента и снизились расходы на социальные нужды.

Сверстан без оптимизма

Бюджет сверстан по консервативному сценарию, сообщил, представляя документ в Палате представителей, министр финансов Владимир Амарин. Этот вариант предполагает, что темпы роста ВВП будут ниже сложившихся в 2017 году (1,2 % против 2,2 % по итогам января — ноября), а потребительские цены — выше (7,4 % против 5,3 %). Согласно консервативному сценарию, ставка рефинансирования сохранится на нынешнем уровне — 11 %. В бюджет заложена среднегодовая цена нефти в 43 доллара за баррель, а курс доллара — 2,038 руб.

«Минфин правильно делает, закладывая эти параметры (цена нефти, курс доллара, инфляция), исходя из пессимистической оценки. Он так поступал и прежде. Думаю, на самом деле баррель будет стоить дороже, что лучше для белорусской экономики. Будут выдержаны и другие параметры», — сказал в комментарии для «БР» заведующий кафедрой финансов и кредита Минского института управления профессор, доктор экономических наук Борис Желиба.

Доходы республиканского бюджета утверждены в размере 20,485 млрд руб., расходы — 19,751 млрд руб. Таким образом, профицит составит 733,88 млн руб. Рост доходов к ожидаемому исполнению 2017 года — плюс 7,8 %, расходов — плюс 7 %, профицит будет направлен на погашение государственного долга.

 «Социалку» урезали. Напомним, месяц назад бюджет уже рассматривался в так называемом нулевом чтении. Заседание проходило в закрытом режиме, однако проект обнародовала депутат Анна Канопацкая (см. «БР», № 44 от 25 ноября). Чуть позже президент поручил доработать этот вариант проекта. «Заземлитесь. Соскочите с верхотуры на землю. Люди хотят нормально жить», — напомнил Александр Лукашенко.

После «заземления» профицит был увеличен до 733,88 млн руб., расходы на экономику сократились на 10 %, до 2,474 млрд руб., на здравоохранение — на 7,8 %, до 895 млн руб., на образование — на 2,8 %, до 877 млн руб., на социальную политику — на 2,6 %, до 1,774 млрд руб. Зато с 442 млн до 1,2 млрд руб. увеличился резервный фонд президента. По сравнению с бюджетом-2017 фонд разросся почти в десять раз (в нынешнем году — 126,3 млн руб.).

«Сокращение расходов на здравоохранение, образование, социальную политику — это самая главная отрицательная сторона бюджета-2018. Причем расходы урезаны едва ли не по всем статьям. Считаю, это совершенно неправильно, — подчеркнул Борис Желиба и добавил: — Профицит — это вообще феномен белорусского бюджета. Напряжение, с которым работает наша экономика, говорит больше о том, что должен быть, скорее, дефицит».

Методы не соответствуют целям

«Восстановительный рост экономики, повышение ее конкурентоспособности и формирование условий для достижения целей программы социально­экономического развития на 2016—2020 годы» — таковы сформулированные в документе задачи. Однако, по мнению экспертов, достичь этих целей с таким бюджетом невозможно.

«Старая советская матрица — так я назову этот документ. Складывается впечатление, что в 90-х годах в Минфине склепали табличку в Excel, «забили» в нее основные статьи расходов и ежегодно меняют цифры, не обращая внимания на суть происходящих событий в экономике, бюджетном секторе, социальной сфере», — охарактеризовал основной финансовый документ руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

Эксперт полагает, что бессмысленно искать отличия между бюджетами разных лет и пытаться давать им эпитеты «силовой», «социальный», «индустриальный» и т. п. «Все это в рамках одной парадигмы: государство и собственник, и распорядитель, и инвестор, и контролер в одном лице. Ничего не меняется», — заявил руководитель.

Главным недостатком он считает «программирование» в бюджете «иждивенцев»: «Основными иждивенцами бюджета остаются государственные предприятия (их около 500), которые потреб­ляют, к сожалению, гораздо больше, чем все домохозяйства вместе взятые, и вредят и бюджету, и экономике».

Как сообщил министр финансов, в следующем году выплаты по госдолгу составят 3,8 млрд долларов. На погашение основного долга направят примерно 2,5 млрд долларов, более 1,2 млрд долларов — на его обслуживание. Рассчитываться по долгам предполагается за счет профицита бюджета, а также новых кредитов.

В 2018 году правительство намерено привлечь 1,2 млрд долларов за счет еврооблигаций. Еще 400 млн долларов должны составить два последних транша Евразийского фонда стабилизации и развития. В планах и заимствования на внутреннем рынке. По мнению Бориса Желибы, «госдолг гирей висит на бюджете, причем эта гиря становится все более тяжелой и постепенно уходит за безопасный уровень».

Больше всего в бюджете предусмотрено на общегосударственную деятельность — 10,02 млрд руб. Для сравнения: на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности запланировано выделить 2,12 млрд руб., на национальную оборону — 1,1 млрд руб.

В номинальном выражении весь прирост доходов республиканского бюджета будет направлен на увеличение фонда оплаты труда и пенсий военнослужащих, а также на обслуживание государственного долга. В планах правительства увеличение до 700 руб. среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы (против 615 руб., запланированных на 2017 год). Прибавка составит 14 %.

«Искусственная, административная подгонка зарплаты под нужный размер — это только минус экономике и бюджету, лишняя нагрузка на него», — уверен Борис Желиба.

По мнению Ярослава Романчука, траектория, которая просматривается из бюджета, заведет отечественную экономику в тупик, поскольку и Минфин, и правительство пошли по давно проторенной дорожке и не утруждают себя ни вопросами стратегии развития, ни вопросами качества и эффективности госрасходов.

«Два года Беларусь была в рецессии, сейчас находится в ловушке стагнации, а в 2018-м ситуация будет только усугуб­ляться. Мы тратим более 10 % ВВП только на обслуживание внешних долгов, у нас только проблемных активов в банках 13 %. В целом по экономике неработающего капитала свыше 10 млрд руб., поэтому старые ошибки тянут нас на дно. Политической воли и решимости исправить ситуацию я не вижу», — сказал Ярослав Романчук.

Возможно, добавил эксперт, 2018 год окажется гораздо хуже, чем 2017-й: может не быть такой благоприятной конъюнктуры и спроса на российском рынке, то же самое касается и нефтяных факторов. «Надеяться даже на 2 % роста ВВП слишком оптимистично. Велика вероятность того, что Беларусь снова окажется в зоне нуля», — предрекает собеседник.

Подписка на бюджет + Романчук + Палата представителей + республиканский бюджет-2018 + бюджет-2018
31 июля 2018
Доходы республиканского бюджета за первое полугодие 2018 года составили 11,5 млрд. руб. Профицит республиканского бюджета сформирован в 2,7 млрд. руб.
28 июня 2018
Завтра завершит работу четвертая сессия Палаты представителей шестого созыва.
29 мая 2018
В Национальном собрании выступит первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский
05 мая 2018
Отлучить неэффективные предприятия от бюджетной подпитки и направить эти деньги на зарплаты и пенсии распорядился на неделе президент, однако эксперты сомневаются, что в реальности такое возможно.
19 апреля 2018
Закон вступит в силу через пять месяцев после официального опубликования

Страницы