Август 17, 2015
Надежда КОВШ

К эксперименту подключились несколько десятков учреждений образования и предприятий в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, а также Пермском и Красноярском краях России. Регионы-участники и учреждения образования отобраны по конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ), исходя их приоритетов промышленной в стране.

В Ульяновской области к пилотному проекту подключаются учреждении образования, готовящие кадры для сферы приборостроения и авиации, в Красноярском и Пермском краях — для машиностроительной отрасли, в Калужской области — для предприятий автомобильной промышленности, в Ярославской — для фармацевтики и двигателестроения.

Участники проекта получают административную и методическую помощь АСИ, Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда РФ, консультационную помощь Всемирного банка и поддержку Российско-германской внешнеторговой палаты.

Опыт Калуги. В авангарде, в частности, оказался Калужский колледж информационных технологий и управления. В регионе были созданы выгодные условия для зарубежных инвесторов, что привлекло множество компаний, в том числе немецкий концерн «Фольксваген». Формирование машиностроительного кластера потребовало подготовки определенного количества кадров по европейским стан­дартам.

Для удовлетворения спроса на рабочие руки в Калужском колледже информационных технологий и управления создали учебный центр автомобилестроения, занимающийся подготовкой и переподготовкой взрослого населения. При этом отдел по развитию персонала компании «Фольксваген Груп Рус», имеющей сборочные производства в регионе, счел, что дешевле и перспективнее осуществлять подготовку студентов последних курсов под конкретное производство, и начал инвестировать в это направление. Поначалу в колледже под патронатом «Фольксваген Груп Рус» открыли две экспериментальные группы, для которых адаптировали немецкие программы обучения. Основным отличием программ стало большое количество часов практических занятий. Теоретическое обучение организовано на базе колледжа, а практическое — в цехах «Фольксваген Груп Рус» по программе, разработанной специалистами предприятия и согласованной с учебным заведением.

Забота о «малых». Для передачи производственных навыков необходимо современное оборудование, которое не всегда есть  у малых и средних компаний (субъектов МСП). В этом отношении крупный производственный бизнес имеет больше возможностей, в т. ч. для вовлечения в процесс дуального обучения.

Чтобы открыть для МСП доступ к новой форме подготовки кадров, а также расширить отраслевой охват, федеральное правительство, а также местные органы власти оказали компаниям финансовую поддержку. В ряде случаев на каждый рубль, инвестированный в образование частной компанией, госбюджет добавлял еще столько же.

Дуализм в степях. Стандарты дуального образования внедряет и Казахстан. В стране создана организация по управлению соответствующей методологией обучения, разработаны типовые учебные планы и образовательные программы, в рамках которых более 40—50 % учебного времени отводится на производственную практику.

Вместе с тем реализация пилотных проектов в Казахстане столкнулась с рядом сложностей. Во-первых, не всегда бизнес благосклонно реагировал на необходимость выделять финансирование для практической подготовки студентов ему. Во-вторых, сложности возникли с отвлечением трудовых ресурсов компании на период обучения.

Чтобы повысить заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров и уменьшить их расходы, правительство Казахстана выделило из государственного бюджета более миллиона долларов. Ожидается, что это, в частности, поможет компаниям обновить квалификационные требования к работникам. Вдобавок Министерство образования Казахстана предложило уменьшить налогооблагаемый доход предприятий, вовлеченных в дуальную систему образования, на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с применением коэффициента 1,5.

Важнейшим индикатором проекта рассматривается тру­доустройство выпускников. Для его мониторинга в Казахстане разрабатывается единая электронная база данных по выпускникам.

Подписка на Все
25 сентября 2018
Александр Лукашенко 25 сентября принял с докладом управляющего делами президента Виктора Шеймана, который рассказал о недавнем визите в Зимбабве.
25 сентября 2018
Министерство финансов Беларуси и ООО "Сбондс.ру" (информационное агентство Cbonds) заключили соглашение о сотрудничестве.
25 сентября 2018
Всемирный банк констатирует значительное межрегиональное неравенство в Беларуси, которое обусловлено меньшими возможностями для населения в отсталых регионах.
25 сентября 2018
Белорусский рубль на торгах 25 сентября ослаб ко всем трем основным валютам.
25 сентября 2018
Посол России в Беларуси Михаил Бабич считает, что после состоявшихся 21 сентября в Сочи переговоров президентов двух стран не осталось "подвисших вопросов" в двусторонних отношениях.
25 сентября 2018
Концерн "Беллесбумпром" вынес на общественное обсуждение проект постановления Совета Министров о продлении лицензирования экспорта отдельных видов лесоматериалов из Беларуси за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Страницы