Апрель 17, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Институт саморегулируемых организаций в стране еще не создан, а негативная практика его использования уже есть.

Как-то по заданию Совета по развитию предпринимательства мне довелось принимать участие в подготовке проекта закона о саморегулируемых организациях в Республике Беларусь. Такие организации создаются для того, чтобы снизить степень госрегулирования и сэкономить средства госбюджета. Кроме того, саморегулируемые организации могут представлять и защищать интересы компаний-участниц в их отношениях с государственными органами.

Во время обсуждения законопроекта на заседании общественно-консультативного совета при Минэкономики идея была воспринята в целом положительно. Поддержку выказали не только представители бизнес-сообщества, но и многие чиновники. Некоторые участники обсуждения поделились своими опасениями. В частности, они предположили, что этот институт может быть использован для определенных ограничений. Тем более что опыт России, в которой данный институт действует уже довольно давно, показал: проблемы, в том числе связанные с допуском на рынок, действительно есть.

К слову, в Беларуси тоже есть элементы саморегулирования. Пример тому — такие организации, как Белорусская нотариальная палата, адвокатура, БАМАП. Имеются основания полагать, что к саморегулированию готовы и другие субъекты, в частности ассоциация рекламщиков, оценщики. Введение саморегулирования представляется особенно актуальным сегодня, когда стоит задача активизировать предпринимательство, упразднить излишние препоны на его пути, снизить контрольную и административную нагрузку на бизнес. Дело в том, что, установив стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, саморегулируемые организации обеспечивают их добровольное соблюдение и выполняют контрольные функции, заменяя собой госорганы.

На днях пришлось столкнуться с тем, чего опасались некоторые участники обсуждения законопроекта о саморегулируемых организациях. Так, в ст. 7 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» сказано, что «адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов». Однако далее в этой же статье содержится норма, согласно которой «решение о приеме претендента в качестве стажера адвоката и направлении его на стажировку в юридическую консультацию, адвокатское бюро или к адвокату, осуществляющему адвокатскую деятельность индивидуально, принимается по заявлению претендента советом территориальной коллегии адвокатов на основании соответственно заявок юридических консультаций, адвокатских бюро или адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально». Таким образом, законодатель предоставил адвокатам (защитники прав, между прочим!) карт-бланш на принятие решения о том, «пущать» или «не пущать», чем те не преминули воспользоваться.

Недавно один неплохой юрист, в прош­лом собственник юридической компании, попытался взять направление на стажировку в юридической консультации для последующего получения лицензии. Однако и Минская городская, и Минская областная коллегии адвокатов отказали ему в направлении. Причина одна: по мнению представителей коллегий, адвокатов достаточно и нечего их больше плодить.

Возникает несколько справедливых вопросов. В частности, не являются ли подобные действия нарушением прав граждан, указанных в ст. 41 Конституции, то есть прав на выбор профессии, рода занятий и работы? Интересно, что по этому поводу скажут защитники, то есть адвокаты, которых досрочно, можно сказать впереди всей страны, наделили правом саморегулирования. Может быть, наши профессиональные объединения действительно еще не дозрели до саморегулирования?