Март 26, 2018
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Власти готовы услышать пожелания белорусского бизнеса, касающиеся улучшения фискальной политики. Сейчас важно выработать консолидированное мнение и усилить его аргументами, отметила в интервью «БР» глава БСПН им. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ.

— Жанна Казимировна, известно, что президент поручил комплексно переработать Налоговый кодекс. Как правительство отреагировало на такое задание?

— Для подготовки предложений и комплексной корректировки Налогового кодекса созданы две рабочие группы: одна при Минфине, вторая — под предсе­дательством первого вице-­премьера Василия Матюшевского — на уровне Совмина.

Системная работа на этих площадках началась во второй половине февраля. Проведено девять заседаний рабочей группы при Минфине и одно в правительстве. Уже рассмотрены некоторые основополагающие вопросы, начато постатейное обсуждение НК. Решено, что вопросы, по которым не удалось договориться на уровне первой группы, будут выноситься на рассмотрение второй.

Уже сейчас понятно, что основной фокус реформы будет направлен на упрощение налогового администрирования. Кодекс должен состоять из норм прямого действия, быть простым и понятным. Параллельно с редакцией Налогового кодекса будут готовиться и концептуальные предложения по реформе фискальной системы, включая обязательные отчисления в Фонд социальной защиты населения.

Чиновники и бизнес сошлись во мнении, что одним из основных принципов обновленного кодекса должно быть признание добросовестности плательщика. Достигнута договоренность о сближении налогового и бухгалтерского учета.

Заслуживает одобрения инициатива налоговых органов изменить порядок приостановления операций по счетам и электронным кошелькам в банке. В случае неуплаты налогов в срок не блокировать движение по счетам, а в зависимости от группы риска, к которой отнесен плательщик, давать ему пять-десять рабочих дней на исправление ситуации. Кроме того, при выявлении проверками нарушений вместо приостановления операций по счетам предложено использовать механизмы поручительства, залога или страхования.

— Сговорчивость фискальных органов обнадеживает, особенно если учесть, что буквально год назад они и слышать ничего не хотели о возможной реформе. Однако трудно представить, что теперь перед инициативами бизнес-союзов загорелся зеленый свет. По каким вопросам ожидаете наиболее жаркой дискуссии?

— Уже сейчас понятно, что обсуждения на высоком уровне потребует предоставление плательщикам права перейти на уплату налогов по факту поступления оплаты на счета. Тут есть и за, и против. С одной стороны, решается вопрос финансового оздоровления организаций, с другой — усложняются налоговое администрирование и работа контролирующих органов.

Непростым, как мы ожидаем, будет обсуждение трансфертного ценообразования. Следует определиться по ряду вопросов. Какие сделки будут подпадать под трансфертное ценообразование? Если сюда отнесут сделки с недвижимостью, то будут ли контролирующие органы признавать ее рыночную стоимость, определенную в рамках независимой оценки? Какие сделки между взаимозависимыми лицами должны подпадать под трансфертное ценообразование, если речь идет о внешнеэкономической деятельности?

По мнению бизнес-союзов, совершенствования требует порядок налоговых вычетов по НДС. Речь идет прежде всего об отмене отсрочки в принятии к вычету «ввозного» НДС по импортируемым товарам, а также об изменении порядка применения нулевой ставки НДС для внешнеэкономических сделок с субъектами Российской Федерации.

Не все чиновники поддерживают идею отменить применение коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога, а также расширить применение УСН, в том числе пересмотреть ограничение по участию юрлиц в уставном капитале организаций, применяющих «упрощенку».

Жаркие споры вызвало обсуждение подходов к начислению пени. В соответствии со сложившейся практикой в формуле пени используется значение ставки, действовавшей на момент, когда было совершено нарушение. Если проверяется, например, пятилетний период, то к нарушениям, допущенным в 2013 году, может применяться ставка почти под 30 % годовых. Мы настаиваем, чтобы в основе расчетов была ставка, действующая на момент проверки. Иначе получается, что контролеры перекладывают на бизнес груз макроэкономических ошибок, приведших к взлету процентных ставок в прошлые годы.

— Можно ли реализовать такие пожелания в условиях, когда поставлена задача не уменьшить объем наполнения бюджета?

— В своих предложениях мы исходим из возможности перераспределить налоговую нагрузку. Например, если мы отказываемся от повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога для субъектов хозяйствования, то можно рассмотреть возможность повысить налог для физических лиц, а также расширить налоговую базу. Например, взимать налоги не только с домов в деревне, но и с квартир в Минске.

Что касается отчислений в Фонд социальной защиты населения, которые фактически являются налогом, то в данном случае надо определиться с фундаментальным подходом. Если мы рассматриваем отчисления как страховые, то граждане сами должны брать на себя ответственность, в том числе финансовую, за получение пенсии в будущем. Тогда надо смелее перекладывать эту нагрузку с предприятий на работников. Если же мы рассматриваем отчисления как своеобразный налог, тогда надо признать, что государство занимается перераспределением средств через бюджет, и не совсем понятно, как зарплаты и трудовые старания граждан отразятся на размере их будущей пенсии.

Перспективы расширения упрощенной системы налогообложения зависят от целей. Мы хотим использовать УСН как стимул для создания новых рабочих мест или для развития отдельных отраслей? Если этот инструмент способствует росту бизнеса и, как следствие, увеличению сборов, то его применение следует расширить.

Мы считаем возможным уйти от ограничений в отношении УСН, связанных с предельной долей юридических лиц в уставном капитале. Налоговики утверждают, что, создавая дочерние предприятия и переводя их на «упрощенку», бизнес занижает налогооблагаемую базу. Мы же говорим, что сделки между взаимозависимыми лицами и так подпадают под трансфертное ценообразование и против тех, кто пытается уйти от налогов, могут быть использованы другие механизмы. Следовательно, ограничение в отношении УСН излишне.

Декрет № 7 допускает дополнительные налоговые льготы, если это направлено на создание новых рабочих мест, способствует развитию бизнеса в малых городах и сельской местности. Однако пока, стоит признать, представители предприятий и организаций не спешат озвучивать какие-то предложения. Такое положение вещей настораживает: либо в нашем законодательстве уже достаточно налоговых льгот, либо белорусский бизнес пока толком не знает, чего хочет.

— Жанна Казимировна, БСПН подчеркивает, что стране нужна не налоговая, а фискальная реформа, а это подразумевает более широкие преобразования. Почему?

— Есть опасение, что корректировка налогового законодательства без изменения других изъятий не даст ожидаемого результата для бизнеса. Ведь сегодня взиманием разного рода обязательных платежей занимается не только налоговая, но и таможня, Минтруда, «Белгосстрах» и прочие структуры. Все эти платежи формируют себестоимость белорусских товаров и услуг, зачастую завышенную, и подрывают конкурентоспособность предприятий. Поэтому реформу следует проводить на основе системного и комплексного подхода.

— Каких результатов ждете от намеченной на 28 марта международной конференции на тему фискальной политики?

— Мы поставили задачу собрать максимальное количество экспертных мнений аудиторов, бухгалтеров-практиков, менеджеров, собственников предприятий. Конференция нужна для того, чтобы сформулировать консолидированное мнение деловой общественности по данной теме, а также изучить мировой опыт и услышать точку зрения зарубежных экспертов (в мероприятии примут участие представители Всемирного банка, МВФ, ЕЭК).

Конференция обещает быть довольно информативной. С докладами выступят представители Минфина, НИЭИ Минэкономики, университетов, ведущих бизнес-союзов, различных предприятий страны.

Материалы конференции будут направлены в соответствующие органы и рассмотрены на различных уровнях при корректировке белорусского налогового законодательства, а также иных сфер фискальной политики.

 

Материал опубликован в номере 11 газеты "Белорусы и рынок" от 24 марта. Оформить подписку.

Подписка на БСПН + налоги + налоговый кодекс
14 сентября 2018
Акцизы на топливо предлагается снизить, реинвестирование прибыли — простимулировать, а ставки налогов — сохранить.
17 августа 2018
Подготовленный проект нового Налогового кодекса будет одобрен деловым сообществом, но с существенными замечаниями.
06 августа 2018
Новый Налоговый кодекс принес неприятные сюрпризы на финальном этапе согласования.
02 августа 2018
Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции.
31 июля 2018
Особый порядок уплаты НДС для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на оптовых рынках стран ЕАЭС, может появиться в Беларуси.
31 июля 2018
Будущее предприятий легкой промышленности зависит от способности найти свою нишу на рынке и сообща отстоять отраслевые интересы. В этом убеждена директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанна Тарасевич.

Страницы