Январь 21, 2013
Полина ЛЕГИНА

Борьба между крупными сетевыми ритейлерами и малым бизнесом, обострившаяся в конце минувшего года, нашла отзвук в кабинетах Министерства торговли.

Как рассказал на пресс-конференции 16 января заместитель министра Вячеслав Драгун, в проект закона о государственном регулировании объектов торговли и общественного питания внесена норма, согласно которой государство сможет ограничивать рост определенных сетей в случае, если их доля на региональном рынке превышает 30%.

До сих пор количественная граница для сетевых ритейлеров прямо не называлась. В варианте законопроекта, который размещен для общественного обсуждения на сайте Минторга, ограничительная норма звучит в следующей редакции: "Ст. 4. Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов (за исключением организаций системы потребительской кооперации), доля которого в объеме розничного товарооборота товаров за предыдущий финансовый год превышает в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты, размер, определенный Советом министров Республики Беларусь, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади".

Маленькие против больших.

Именно антимонопольное регулирование стало предметом ожесточенного спора между крупными и мелкими ритейлерами. Главы Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Республиканской конфедерации предпринимательства и Белорусского союза предпринимателей в декабрьском письме премьер-министру Михаилу Мясниковичу среди прочего просили ввести особый временный порядок на открытие торговых объектов предприятиями, уже имеющими 10 или более торговых объектов (кроме расположенных в сельской местности), не дожидаясь вступления в силу закона о госрегулировании торговли.

Исполнительный директор "Ассоциации розничных сетей" Татьяна Закжевская в письме-возражении настаивала, что при общепринятом в мире пороге для одного доминирующего ритейлера на уровне 30% ни у одной сети Беларуси, национальной или региональной, в продовольственной группе товаров нет и 10-процентной доли рынка, а совокупный товарооборот 10 крупнейших торговых сетей не превышает 26% от общего. Из этого, вероятно, следует, что оснований для антимонопольного регулирования в Беларуси пока нет.

Но у Минторга несколько другие данные. "Мы провели серьезный анализ по потребительскому рынку и посмотрели долю влияния каждой сетевой компании на тот или иной регион, - рассказал В. Драгун. - Получилась довольно пестрая картина. От региона к региону цифра разнится в зависимости от развитости инфраструктуры. Некоторые сети ведут себя агрессивно".

Замминистра привел и цифры. Доля "Гиппо", по его словам, колеблется от 1 до 4,5%, "Соседей" - от 0,3 до 5%. "Простора" - 0,1 до 4,1%. Особняком в этом списке стоит "Евроопт", присутствие которого, по подсчетам Минторга, в отдельных районах Минской области достигает 27%, то есть почти вплотную приблизилось к заявленной Минторгом 30-процентной планке.

"Для Минска это не проблема, - охарактеризовал ситуацию с долей торговых сетей В. Драгун. - Однако в регионах приход крупного игрока серьезно влияет на магазины небольшого формата".

В Минторге обещают и дальше отслеживать ситуацию, но в то же время подчеркивают, что "пока на законодательном уровне вопрос не решен, у нас нет оснований для запрета открытия того или иного объекта".

Без гипермаркетов - никуда.

Впрочем, если законные основания для регулирования и появятся, то государство вряд ли будет применять их слишком ретиво. Ведь без открытия новых супер- и гипермаркетов фактически невозможно выполнить план по обеспеченности населения Беларуси торговыми площадями (600 кв. м на 1 тыс. человек к 2015 году). На сегодня этот показатель равен 427 кв. м. Поэтому в Минторге убеждены, что, в частности, каждый район Минска должен иметь гипермаркет. "Он будет в центральной части района и не будет оказывать большого влияния на магазины шаговой доступности", - убеждены чиновники.

Отдельный вопрос - как вообще относиться к планам Минторга в свете последних заявлений о возможном упразднении ведомства. Не окажутся ли государственные задачи сокращены вместе с госслужащими? Замминистра комментировать предложение о ликвидации своего министерства отказался. "Решения пока нет, а если оно будет принято, то обсуждать мы его не планируем, мы его будем выполнять", - по-военному ответил В. Драгун.

Но в то же время он напомнил, как много пользы Минторг принес стране в 2011 году, "когда случился финансовый кризис, курс поплыл и товары с полок исчезли".

"Ежедневно мониторился потребительский рынок, в режиме видеоконференции мы распределяли ресурсы, были и графики поставок отдельных товаров, - перечислил заслуги своих коллег В. Драгун. - Мы выходили с инициативой в правительство по выделению валютных ресурсов, чтобы импортеры могли завезти товары и население не заметило дефицита. И несмотря на ажиотажный спрос, была обеспечена стабильность".

Наверное, по решению правительства о судьбе Минторга можно будет отчасти судить, насколько вероятно в Беларуси повторение 2011 года.

Подписка на Все
22 ноября 2017
«Интернет вещей» несет не только выгоды, но и потенциальные угрозы. Нынешней осенью несколько громких взломов заставили специалистов по безопасности всерьез забеспокоиться.
22 ноября 2017
Евро и российский рубль выросли в среду 22 ноября.
22 ноября 2017
Минжикомхоз готовит проект постановления регулирующего комиссию

Страницы