Август 10, 2015
Василий ЯДЧЕНКО


Гендерные особенности и уровень дохода.
Как показывают результаты панельного медиа-исследования социально-­демографических характеристик белорусской интернет-аудитории gemiusAudience за июнь 2015 года, женщин в Байнете несколько больше, чем мужчин: 51,16 % против 48,84 %. Однако в наиболее активной группе пользователей Всемирной паутины (возраст от 24 до 34 лет) преобладают мужчины. С возрастом ситуация меняется: женщины от 45 до 74 лет пользуются Интернетом чаще своих ровесников-мужчин (диаграмма 1).

Одной из особенностей респондентов, представителей белорусской интернет-аудитории, является нежелание раскрывать свои заработки: 20,42 % пользователей предпочли не отвечать на данный вопрос, еще 9,16 % сообщили, что вообще не имеют никаких доходов. Тем не менее 16,62 % респондентов признались, что зарабатывают от 251 до 400 долларов, 14,45 % опрошенных получают от 401 до 600 долларов в месяц. Рубеж в 1500 долларов США преодолел лишь 1 % пользователей Байнета (диаграмма 2).

Отметим, что и это исследование вскрывает гендерное неравенство в уровне доходов. Если от 251 до 400 долларов зарабатывает примерно одинаковое количество женщин и мужчин, то доходы в диапазоне от 401 до 1000 долларов мужчинам выплачивают в два раза чаще. Более 1000 долларов женщины зарабатывают в три раза реже мужчин (диаграмма 3).

Распределение по регионам и особенности Байнета. За пять последних лет уменьшилась доля интернет-пользователей из Минска — с 34,48 до 29,26 %. Понятно, что в количественном выражении их меньше не стало, доля столичной интернет-аудитории сократилась благодаря быстрому росту численности пользователей Байнета в регионах. Рост отмечался как в крупных промышленных городах, так и в малых населенных пунктах и в сельской местности — с 31,05 % в декабре 2009 года до 38,81 % в декабре 2014-го.

Согласно данным за июнь 2015 года, 36,06 % белорусов, пользующихся Интернетом, проживают в Минске и Минской области. Далее наблюдается значительный разрыв: второе место занимает Гомельская область с 15,69 % (диаграмма 4).

GemiusAudience свидетельствует, что в топ-10 популярных в нашей стране ресурсов входят две белорусские площадки. Даже Украина с ее патриотическим подъемом не может похвастаться таким рейтингом.

При этом в Беларуси группа порталов-лидеров заметно оторвалась от остальных ресурсов: в отличие от той же Украины у нас крайне мало крепких середняков — сайтов, охватывающих 10—20 % аудитории. Между тем такие порталы могут быть очень интересны рекламодателям, а значит, иметь неплохой доход.

Отметим, что в последнее время начали активно развиваться нишевые тематические площадки. Хорошо себя проявляют проекты о городской жизни и lifestyle. Эти ресурсы отличаются интересными текстами и состоятельной аудиторией.


Привлекательность Байнета для рекламодателей.
По словам руководителя проекта «Gemius Беларусь» Михаила Дорошевича, рекламный потенциал Байнета недооценен. В 2014 году в абсолютных цифрах он составил 20 млн долларов США. Таким образом, на одного человека пришлось 4 доллара. Для сравнения: в Литве и Латвии сумма рекламных денег на одного пользователя превышает 10 евро, а в Эстонии рынок интернет-рекламы уже обогнал телевизионный.

Правда, далеко не все из этих 20 млн долларов достаются отечественным сайтам. Рекламодатели предпочитают большие площадки, в частности российские глобальные ресурсы. Получается замкнутый круг: рекламодатели не хотят тратить деньги на белорусские сайты ввиду их недостаточной посещаемости и современности, а нашим порталам не хватает средств на развитие и размещение полезного и интересного контента. При этом во все предыдущие годы рынок белорусской интернет-рекламы демонстрировал очень хороший рост. В частности, он быстрее всех вышел из кризиса 2011 года.

По результатам исследования, проведенного IAB Europe AdEx Benchmark в 27 странах Европы, в 2014 году Беларусь заняла третье место по динамике роста. Наш рейтинг составил 32,8 % (для сравнения: Россия — 17,3 %, Польша — 7,8 %). Впереди лишь Словения (43,1 %) и Ирландия (33,3 %).

Согласно данному исследованию, рост рынка интернет-рекламы обещает Беларуси неплохие доходы. В прошлом году 27 стран Европы заработали в Сети 30,7 млрд евро. Всего же за пять лет показатель вырос почти в два раза: в 2009 году эти страны получили доход в 15,8 млрд евро.

Ждать ли роста? Михаил Дорошевич надеется на сохранение тенденции и отмечает, что существует прямая корреляция между ростом рекламного рынка и ростом национальной экономики. По его мнению, сейчас порог входа в рекламный рынок довольно низкий: можно, например, установить специальные сервисы основных поисковых систем и зарабатывать, однако это не позволит элементарно выживать.

Залогом успешности становятся знание интернет-площадками своей аудитории и необходимость рассказать о ней рекламодателям. Только так можно получать деньги не по остаточному принципу, а выбирать премиумную и брендированную рекламу.

Подписка на Все
22 ноября 2017
«Интернет вещей» несет не только выгоды, но и потенциальные угрозы. Нынешней осенью несколько громких взломов заставили специалистов по безопасности всерьез забеспокоиться.
22 ноября 2017
Евро и российский рубль выросли в среду 22 ноября.
22 ноября 2017
Минжикомхоз готовит проект постановления регулирующего комиссию

Страницы