Апрель 06, 2009
Марина КУЛИКОВА

Тот, кому на голову свалилось долгожданное счастье по имени "капремонт", прекрасно понимает, что это значит. Терпеть бесконечные неудобства, в любой момент быть готовым отложить все дела и остаться дома, толком не знать, что, как и когда должны сделать, - вот далеко не самые ужасные признаки капитального ремонта. И, как правило, все терпят и молчат.

Житель дома № 8 по проспекту Правды Петр Абакунчик терпеть не захотел и начал борьбу за свои права. Капитальный ремонт в его доме начался в ноябре 2006 года, и к весне 2007-го уже стало понятно, что протекает он бессистемно, ни в одном подъезде не был завершен полностью, никакой информацией жильцы дома не владеют.

"Узнав, каким образом проходит капремонт в соседних подъездах (жильцы не имеют даже приблизительного представления, какие именно работы и в какие сроки будут производиться, договоров на проведение работ с ними никто не заключал, не говоря уже о смете), я понял, что нужно действовать, - рассказал П. Абакунчик корр. "БР". - Вместе с такими же пенсионерами я направил обращение в ЖКХ Мингорисполкома с просьбой проинформировать нас о сроках капремонта и заключить с нами индивидуальные договоры и составить сметы. Мы люди пожилые, инвалиды, терпеть длительные неудобства, связанные с ремонтными работами, не можем. К тому же закон о защите прав потребителей дает нам право требовать заключения индивидуальных договоров".

Ответ на обращение, как и следовало ожидать, был дежурным: вопрос на контроле, недостатки устраним, собрание с жильцами проведем, сметы составим. Учитывая, что на момент получения ответа (май 2007 г.) капремонт проводился в трех подъездах от него, пенсионер на время успокоился и стал ожидать, когда же к нему придут обследовать его квартиру и заключать договор.

"Каково же было мое удивление, когда в октябре мне позвонили в дверь неизвестные люди и в приказном порядке потребовали впустить их в квартиру - они ремонт будут делать, - продолжил рассказ П. Абакунчик. - Я даже растерялся. Во-первых, договор со мной не заключили и о времени начала работ заранее не проинформировали. Во-вторых, я в это время находился на лечении в дневном стационаре и как раз направлялся на процедуры. Впустить в дом людей без документов я отказался. Мне пригрозили, что в этом случае отключат в квартире воду. И угрозу осуществили - когда я вернулся вечером домой, воды уже не было. Ни холодной, ни горячей".

Дальше началось хождение по инстанциям, описывать которое нет смысла. Коммунальники действовали по старой и давно проверенной схеме: нагрянули без предупреждения в полной уверенности, что это жильцы им что-то должны, а не они наняты для оказания услуг. Когда номер не прошел (понятно, что никто не ожидал столкнуться с пенсионером, который не только досконально знает свои права, но и готов их защищать), сначала пытались добиться своего уговорами и угрозами, а потом просто подали на ветерана в суд с требованием обязать его обеспечить им доступ в квартиру.

Кстати, таким манером коммунальникам действовать не впервой: есть множество примеров подобных исков. Другое дело, что обязать собственника обеспечить доступ в квартиру не так просто, тем более что в данном случае собственник выдвигал единственное требование: произвести капремонт в его квартире по закону.

"Капремонт проводится раз в 30 лет! Можно к нему и подготовиться. Я просто хочу реализовать свое законное право и узнать, наконец, какие работы, за какие деньги и в какие сроки должны быть произведены в моей квартире", - обосновал свою точку зрения П. Абакунчик.

Судебная тяжба закончилась заключением мирового соглашения: ответчик обязался предоставить доступ в квартиру, а истец - заключить с собственником индивидуальный договор. В итоге сантехнические работы в квартире пенсионера все же были произведены, но вот предложенный на подписание договор П. Абакунчика не устроил, потому как, по его мнению, содержал только общие положения, касающиеся ремонтных работ во всем доме, а не конкретно в его квартире. Смета расходов ему была написана от руки на листке бумаги, пенсионер получил ее в ходе личной беседы с одним из должностных лиц подрядной организации. Исходя из этого полулегального документа получалось, что общая стоимость ремонтных работ в однокомнатной квартире пенсионера составляет примерно 5 млн. BYR (во всяком случае, именно столько денег выделяется).

Кстати, жильцы дома, с которыми беседовала корр. "БР", капремонтом, в принципе, довольны.  Требовать заключения договоров и составления сметы им и в голову не приходило, хотя никто из них точно не знал, какие именно работы должны были выполняться в их квартирах. Однако озвученная П. Абакунчиком сумма 5 млн. BYR сильно удивила всех, с кем удалось побеседовать, - она показалась жильцам сильно завышенной.

История П. Абакунчика еще не закончена. Была еще одна судебная тяжба, в которой он уже требовал возмещения морального вреда с коммунальников (суд принял решение в иске отказать); были длительные споры и требования впустить в квартиру для проведения других ремонтных работ.

"Я не впускаю рабочих в мою квартиру уже из принципа, - отстаивает свое мнение П. Абакунчик. - Я требую соблюдения моих законных прав. Я не хочу, чтобы у меня в квартире устраивалась "малина" неизвестно на какой срок".

В телефонном разговоре с корр. "БР" представители районной организации ЖКХ убеждали, что договориться с П. Абакунчиком пытались. Хотя накопившаяся у пенсионера кипа документов свидетельствует, что скорее пытались не договориться с ним, а отделаться от него.

Безусловно, многим приходилось переживать более серьезные неудобства в связи с капремонтом: есть примеры, когда жильцы и без газа по полгода обходились, и совсем без воды почти месяц проводили. Кто-то из них не знал, что имеет право на цивилизованные условия при капремонте, кто-то просто предпочел потерпеть и не вступать в длительные и, как показывает вышеописанный пример, ни к чему не приводящие тяжбы. П. Абакунчик в борьбу за права вступил. И намерен идти до конца: он готовит еще одно исковое заявление.

Справка "БР"
Согласно Закону "О защите прав потребителей", вступившему в силу еще в 2002 году, исполнитель услуги (а капремонт - это услуга) по требованию потребителя должен составлять договор на оказание услуг и смету.
Согласно Закону "О защите прав потребителей услуг ЖКХ", вступившему в силу в этом году, договор на проведение капремонта исполнитель обязан составлять с каждым потребителем индивидуально, даже если потребитель этого не требует. Также исполнитель обязан информировать потребителя о ходе выполнения ремонта, сроках его выполнения и составлять смету.

Подписка на Все
26 сентября 2018
Moody's ожидает снижения стоимости нефти в 2020-2022гг до $60-65 за баррель.
26 сентября 2018
Россия может в 2019 году увеличить поставки нефтепродуктов на 10-15% по сравнению с 2018 годом для нужд белорусского нефтехима, переговоры по темным нефтепродуктам продолжаються.
26 сентября 2018
Россия сохранит для Беларуси ранее согласованную цену газа в 2018-2019 годах и механизмы ее субсидирования, в том числе перечисление в белорусский бюджет экспортных пошлин на нефть.
26 сентября 2018
США 26 сентября вводит санкции в отношении 12 российских компаний и двух резидентов Беларуси с иранскими корнями.
26 сентября 2018
Современное состояние здравоохранения в стране требует реформ, в частности перехода к страховой медицине.
26 сентября 2018
Методологическую поддержку получат столица, областные центры, а также по три­четыре района в каждой области.

Страницы