Апрель 20, 2020

Рынки сыра: конкуренция ужесточается

Беседовала Любовь БАХУРЕВИЧ

Конкуренция на рынке сыра растет как в Беларуси, так и за рубежом. В прошлом году благодаря отечественным производителям наша страна стала четвертым в мире экспортером сыров, а сейчас рынки находятся под жестким влиянием COVID­19. Об этом с корреспондентом «Белорусы и рынок» побеседовала заместитель директора по развитию и маркетингу ОАО «Туровский молочный комбинат» Наталья ЧЕРНИК.

— Как развивается рынок сыра в Беларуси? Становится ли на нем больше игроков?

— Белорусский рынок сыра развивается динамично, отражая масштабные преобразования в молочной отрасли в целом — у предприятий-переработчиков и в молочном животноводстве. Одна из наиболее заметных тенденций — концентрация производства, которая проявляется в слияниях и поглощениях, построении вертикально интегрированных структур.

Сектор мягких и полутвердых сыров находится в стадии активного роста — с каждым годом появляется все больше новых продуктов и брендов отечественных и зарубежных производителей.

Рынок становится все более конкурентным. Есть в этом и положительные моменты, особенно для потребителей. Конкуренция и широкое предложение самых разных продуктов помогают развивать саму категорию, ускоряют переход этих видов сыров в статус базовых продуктов повседневного меню среднестатистической белорусской семьи.

— Какая продукция имеет наибольший вес в производстве?

— По итогам 2019 года Беларусь вошла в четверку мировых экспортеров сыров, после стран ЕС, США и Новой Зеландии. За прошлый год произведено 249,8 тыс. т сыров жирных, что на 18,5 % больше, чем годом раньше. Экспорт составил 183 тыс. т, или более 73 %. Таким образом, производство сыров растет в соответствии с потребностями основных рынков. До 90 % в объемах производства составляют твердые и полутвердые сыры, при этом наибольшим спросом на внутреннем рынке традиционно пользуются полутвердые сыры.

— Насколько мягкие и полутвердые сыры являются конкурентным сегментом?

— Рынок мягких и полутвердых сыров демонстрирует заметное обострение конкуренции — новинки предлагают все производители и бренды. Наряду с расширением предложения повышается потребительская грамотность, вслед за знаниями и опытом приходят требовательность и даже искушенность потребителей.

Уже очевидно, что для успешных продаж недостаточно яркого дизайна или активной рекламной кампании. Огромную роль играет состав продукции, стабильность качества и органолептических параметров. В то же время экономические вызовы периодически выводят в лидеры ценовой фактор.

— Велика ли доля зарубежной продукции на нашем рынке?

— В нашей стране производится широкий ассортимент высококачественных натуральных продуктов питания, в том числе около 330 видов сыров. Наши производители в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка. И не только внутреннего. Мы видим успешные инициативы коллег по отрасли даже в производстве ультратвердых и плесневых сыров.

Конечно, на рынке представлены и импортные продукты известных брендов. По данным Белстата, в 2019 году импорт сыров составил около 5,5 тыс. т, что не превышает 8 % от внутреннего потребления. Импорт ориентирован преимущественно на потребителей ценовых сегментов премиум, высокий и выше среднего.

— Какова динамика потребления мягких и полутвердых сыров в Беларуси и за рубежом?

— В Беларуси в целом растет пот­ребле­ние молочных продуктов и сыров. За 10 месяцев прошлого года спрос на натуральные сыры вырос на 8,8 %, в то же время объем потребления заменителей снизился на 25,5 %. При этом потребление мягких и полутвердых сыров динамично растет. Это связано с популяризацией италь­янской кухни, проникновением всемирно известных блюд в повседневное меню белорусов, а также естественной сменой вкусовых предпочтений в связи с изменением стиля и ритма жизни людей.

В России в 2019 году объем потребления всех категорий сыров в натуральном выражении увеличился на 11 %. Наиболее растущей категорией являются именно мягкие сыры. Импортные поставки мягких сыров в Россию в прошлом году в стоимостном выражении составили 171,8 млн долларов, при этом в натуральном выражении доля белорусских поставок составляет 61,3 %.

— Кто является среднестатистическим потребителем сыров итальянской категории в Беларуси, а кто — за границей?

— Портрет потребителя в разных странах не сильно отличается. Наши потребители на любом рынке — современные люди, преимущественно семейные, с высоким уровнем образования, любовью к путешествиям и интересом к культуре разных стран, в том числе культуре питания. Классические социально-демографические характеристики, такие как возраст, пол, и даже уровень дохода, влияют на предпочтения значительно меньше.

— Насколько актуальны вопросы диверсификации экспорта? Трудно ли выдерживать конкуренцию за рубежом?

— Мы — крупное предприятие-­экспортер, более 80 % выпускаемой продукции реализуем на внешних рынках, в 2019 году этот объем составил 18 тыс. т. Сегодня география экспорта включает 16 стран. Однако поставки в Россию по-прежнему составляют высокую долю экспортных продаж. Поэтому диверсификация экспорта — ключевое условие устойчивого развития предприятия.

Вектор развития экспортных продаж направлен на Восток — это рынки стран СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива. Конкурировать на зарубежных рынках приходится не только с локальными производителями, но и с крупнейшими глобальными компаниями и их международными брендами. Это крайне сложно. Задача тем более усложнилась в условиях рецессии, вызванной последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и введения на национальных уровнях жестких карантинных ограничений.

— Как отразилось распространение COVID-19 на вашем сегменте?

— Мы видим симметричную ситуацию на всех национальных рынках, местами с временной задержкой. Производители продуктов повседневного спроса продолжают удовлетворять потребности покупателей в сегменте розничных продаж, онлайн-­заказов и доставок. Мы наблюдаем всплеск спроса в рознице преимущественно на полутвердые сыры. Драйверами продаж становятся такие характеристики продуктов, как универсальность применения, длительные сроки хранения, возможность заморозки, демократичная цена. Объемы реализации других видов продуктов снижаются.

Драматично выглядит ситуация в сегменте Food Service, или HoReCa — вводятся жесткие ограничительные меры, заведения закрываются. Поэтому всех производителей, вне зависимости от локации, отрасли или сегмента, беспокоит вопрос, какой ценой и в какие сроки удастся преодолеть экономические последствия пандемии в глобальном масштабе и на конкретных рынках. В то же время каждый из нас максимально быстрыми темпами разрабатывает и реализует пакеты эффективных антикризисных мер для сокращения негативного влияния ситуации на бизнес.

ОАО "Туровский молочный комбинат", УНП 490871155

Подписка на Все
26 февраля 2021
Совет министров Беларуси с 1 марта повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
26 февраля 2021
International Consumer Electronics Show (CES, Международная выставка потребительской электроники), которую традиционно проводят в американском Лас-­Вегасе, в 2021 году из-­за пандемии коронавируса прошла в онлайн­-формате.
26 февраля 2021
В Беларуси изучают перспективы майнинга криптовалют, сообщил журналистам министр энергетики Виктор Каранкевич в пятницу
26 февраля 2021
Александр Лукашенко заявил, что не намерен передавать своим детям власть.
26 февраля 2021
Сын Александра Лукашенко Виктор избран  на пост президента Национального олимпийского комитета.
26 февраля 2021
За январь в Беларуси на 1,1% снизился реальный размер пенсий (с учетом роста цен).

Страницы