Инновации и технологии

Крепкие середнячки белорусского IT

Василий ЯДЧЕНКО

Беларусь становится все более заметной страной на IT-­карте мира. Этим мы обязаны отнюдь не только крупным игрокам.

Сейчас мировое сообщество начинает воспринимать Беларусь как важную точку в глобальной IT-среде. Уже известны не только Viber, Wargaming и EPAM, но и другие компании, размеры которых невелики по международным меркам, однако их продукты и услуги востребованы и приносят прибыль.

«Маскарад» и иные достижения. Показатель уровня белорусских разработчиков — увеличение количества фирм, производящих собственные IT-продукты, а также открытие представительств иностранных компаний в нашей стране. Так, в Бресте работает Ericpol — филиал польского провайдера. Есть представительство датской компании Adform, создающей инновационную платформу для цифровой рекламы, которая будет конкурировать с рекламной площадкой Google. Открылась Fitbit Bel, занимающаяся модным направлением — изготовлением фитнес-браслетов.

Широкую популярность приобрело белорусское приложение для необычных селфи — Masquerade (MSQRD). Оно доступно в магазине App Store и занимает четвертую строчку в списке самых скачиваемых программ сервиса.

Многие наши стартапы получают награды на международных конкурсах, а следом за наградами — инвестиции. Недавно отечественный портативный сканер для ранней диагностики заболеваний зубов выиграл гран-при в Польше. Решение, обеспечивающее энергоэффективное общение подключенных объектов с облаком, победило в Великобритании на конкурсе разработок для Интернета вещей. Еще один белорусский стартап представил сервис по интеграции социальных сетей, который будет входить в заводской пакет приложений для автомобилей Ford.

Несколько лет подряд сотрудники Facebook (этот сервис является лакмусовой бумажкой для определения популярности продуктов среди пользователей) включают наши игры в группу лидеров. Совсем недавно отечественная компания VironIT получила от американского инвестора миллион долларов на разработку мобильной игры.

Лучше меньше, да лучше. Международные концерны охотно поручают свои проекты белорусским компаниям, не относящимся к крупным представителям отечественной IT-сферы. Алена Бусько, директор по маркетингу компании Softeq Development считает, что размер компании не влияет на качество оказываемых услуг и не всегда отражается на их стоимости: «Например, в 2016 году мы планируем реализовать несколько проектов, которые исчисляются миллионами долларов США. Среди наших заказчиков — компания HP, на которую работают 300 тыс. человек. Мы сотрудничали с производителем флеш-памяти SanDisk, входящим в топ-3 мировых поставщиков электронной памяти».

Директор и основатель компании «Рэд Технолоджис» Роман Глущук также называет в качестве своих конкурентных преимуществ индивидуальный подход и гибкость. При этом он имеет в виду индивидуальный подход и к своим программистам: «Например, заказчик настаивает на определенной технологии, которая является любимой одним из наших специалистов. В результате клиент получает разработчика, влюбленного в проект и делающего максимум для того, чтобы эта работа была действительно успешной».

Маркетинг и стоимость проектов. Одной из составляющих успеха небольшие компании называют маркетинг и приемлемые цены. «На первое место я поставил бы наш отдел продаж и маркетинга. Мы очень много вкладываем в это направление», — подчеркнул директор компании R-Style Lab Игорь Бессараб.

По словам Алены Бусько, наиболее эффективными инструментами маркетинга являются организация рекламных кампаний, участие в международных отраслевых мероприятиях и цифровой маркетинг.

Белорусам приходится вести жесткую конкурентную борьбу. Андрей Лабунский, эстонский партнер компании «Рэд Технолоджис», констатировал: «Заказчики избалованы конкурентами из Индии, Китая и Филиппин. У нас же в связи с возросшими зарплатами IT-специалистов цены повысились. Приходится прилагать больше усилий для убеждения клиентов, доказывать им, что цены оправдываются качеством».

Даже несмотря на колебания цен, заказчиков привлекает «порядок цифр» в договорах с не самыми крупными белорусскими участниками IT-рынка. Например, компания R-Style Lab будет работать с проектом, бюджет которого начинается с 15 тыс. долларов. Обычно компании, которые могут предложить квалифицированные услуги на всех этапах жизненного цикла ПО, берутся за проекты с гораздо большей стоимостью — от 50—100 тыс. долларов.

Белорусы не работают для Беларуси? IT-индустрия научилась справляться с разницей во времени и прочими проблемами, которые могут возникать при реализации транснационального проекта. «Заказчики нашей компании зарегистрированы в США и Европе, есть клиенты из Азии и Австралии. Мы сотрудничаем с Epson, один офис которого находится в Лос-Анджелесе, а другой — в Токио», — рассказала Алена Бусько.

Ориентируются на зарубежные заказы и в компании «Рэд Технолоджис», работающей над виртуальной приемной myCare (проект связан со здравоохранением). Роман Глущук считает myCare хорошим примером продукта, которым занимаются несколько групп разработчиков и менеджеров из США, Пакистана, Украины, Австралии и Великобритании. При этом они успешно взаимодействуют без потери управляемости и динамики.

Алена Бусько констатирует отсутствие спроса на высокотехнологичные продукты со стороны белорусских заказчиков. Основных причин две: невостребованность столь продвинутых технологий и ограничения по бюджету. «Мы же не можем отдавать свои знания за бесценок, — добавила директор по маркетингу компании Softeq Development. — Наши сотрудники заслуживают справедливой оплаты своего труда. Немалых средств требует и поддержание инфраструктуры бизнеса, кроме того, необходимы инвестиции в НИОКР».

По сути, белорусские программисты производят уникальный продукт, однако пользуются им в основном зарубежные компании. Остается надеяться на рост потребностей отечественной экономики в IT-сфере.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




* Все поля обязательны для заполнения

(PDF) Вход/Регистрация

Весь номер по полосам

Архив

Сервисы сайта

Follow belmarket on Twitter

Новости компаний

Архив