Промышленная политика

Секрет упаковки

Полина ЛЕГИНА

Лечимся в основном белорусским, а платим за импортное.          Фото С. Костина

Лечимся в основном белорусским, а платим за импортное. Фото С. Костина

Фармацевтический рынок Беларуси увеличивается, но доля отечественных препаратов расти не хочет.

Годовой фармацевтический рынок Беларуси измеряется уже объемами не 650-670 млн. USD, как 3-4 года назад. Его объем перевалил за миллиард. В 2003 году фармрынок Беларуси показал максимальный за последние 5 лет прирост в натуральном выражении - более 8%. В денежном же выражении он вырос почти на 27%, до 1,01 млрд. USD. Такие данные содержатся в аналитическом обзоре исследовательской компании "Интелликс-М".

Столь значительный стоимостный рост объясняется как инфляцией (рост цен на медикаменты в прошлом году составил 14,2%), так и тем, что активнее всего продажи лекарств прирастали в среднем ценовом диапазоне - от 5 до 50 USD за упаковку.

Топ-10 компаний-производителей по-прежнему возглавляют РУП "Белмедпрепараты" с объемом продаж 72 млн. USD и ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов" (БЗМП) с 44 млн. USD, на 8-м месте - "Лекфарм" с 30,5 млн. USD. Они нарастили объемы продаж на 23-34%.

Четверть вместо половины.

Но этим статистические успехи отечественной фарминдустрии и ограничиваются. Поставленная президентом еще в 2010 году задача - нарастить долю белорусских препаратов на внутреннем рынке в стоимостном выражении с 20,7 до 50% - по-прежнему из области фантастики. С тех пор ее удалось увеличить лишь на 5 процентных пунктов, так что по итогам 2013 года доля отечественных препаратов (по стоимости) недотягивала даже до 26%.

Причем прошлый год вообще не дал прироста доли в деньгах, а в натуральном выражении она даже уменьшилась - с 59 до 56,7%. В первом полугодии расклад остался фактически прежним: в упаковках доля белорусских препаратов чуть снизилась, а в стоимостном выражении выросла, но незначительно, до 26,4%.

То есть о том, чтобы половина из "целебного" миллиарда оставалась внутри страны, можно только мечтать. "Учитывая динамику, достижение данного показателя маловероятно в течение текущего года", - политкорректно делают вывод в "Интелликс-М".

Тем не менее Минздрав не оставляет попыток скорректировать ассортимент в аптеках добровольно- принудительными методами. Так, в конце марта ведомство распространило среди оптовиков письмо, в котором поручило им провести работу с зарубежными производителями на предмет сокращения поставок в Беларусь по прилагаемому перечню лекарств. Таким образом предполагалось поставить заслон на пути тех импортных препаратов, у которых есть белорусские аналоги.

В начале июля Минздрав предложил руководителям аптек и магазинов "Медтехника" обеспечить постоянное наличие в ассортименте медицинских изделий белорусского либо российского производства в соответствии с перечнем, в который вошли одноразовые шприцы, бинты, марля, вата, лейкопластыри и др. Продолжают действовать списки препаратов белорусского (российского) производства, наличие которых в аптеках является обязательным.

Но у государства есть и другие инструменты "белорусизации" внутреннего фармрынка.

Самый внушительный и затратный - расширение производственных мощностей отечественных предприятий. Недавно пример модернизации продемонстрировал представителям СМИ Борисовский завод медпрепаратов. Журналистам показали новый производственный корпус мощностью 1 млрд. таблеток и 70 млн. капсул в год. Построенный при поддержке государства, он был введен в эксплуатацию в самом конце 2013 года, а на полную проектную мощность должен выйти с сентября нынешнего года.

Оригиналам не возбраняется.

Пять этажей, каждый из которых предназначен для определенного этапа производства, автономная система теплоснабжения, вентиляции, водоподготовки и нейтрализации сточных вод, итальянское оборудование - в корпусе созданы все условия для качественного смешивания импортных субстанций по стандартам GMP.

Строительство на ОАО "БЗМП" продолжается. До 2017 год завод планирует реализовать новые инвестиционные проекты - построить корпус стерильной рассыпки антибиотиков и реконструировать ампульное производство. Только в этом году инвестиции в основной капитал составят 23,8 млрд. BYR.

Несмотря на масштабы производства, внушительный объем внешних продаж (58% продукции концерна идет на экспорт) и 2-е место на внутреннем рынке, в деньгах доля гиганта на белорусском рынке достаточно скромная - по данным "Интелликс-М", в первом полугодии она составила 4,29%. В упаковках доля ОАО "БЗМП" гораздо выше - 18,39%. И эта диспропорция отражает общую картину на рынке: белорусских лекарств в аптеках и больницах больше, чем зарубежных, но платим мы в основном за импорт.

Гендиректор БЗМП Александр Фандо на провокационный вопрос о борьбе импортных оригинальных лекарственных средств (ЛС) с белорусскими дженериками выразил удивление, почему первые "стоят в 10 раз дороже", хотя "сырье мы на одних и тех же заводах покупаем". Он заверил, что все его родственники лечатся только препаратами борисовского завода, но при этом продемонстрировал лояльное отношение и к зарубежным конкурентам.

"Оригинальные препараты должны быть, - сказал гендиректор. - Потому что не всем людям подходят одни и те же препараты. Чем оригинал отличается от дженерика? Основная субстанция - один к одному. А вспомогательные вещества - сахар, покрытие и прочее, по идее, не влияют на эффект, но на кого-то могут и повлиять".

Расфасовано в Беларуси.

То есть политику директивного вытеснения импорта с аптечных прилавков руководство БЗМП вроде бы не поддерживает. А для наращивания доли отечественных медикаментов завод работает в трех направлениях.

Первое - увеличение производственных мощностей. Пример - новый таблеточный корпус. "Аналогичное расширение происходит абсолютно на всех наших заводах", - сообщил А. Фандо.

Второе направление - расширение ассортимента. "Если у нас был один план по новым препаратам, то после некоторых событий резко ускорился процесс освоения препаратов, и в Минздраве нас  обязали еще активнее проводить эту работу", - загадочно выразился гендиректор.

Третье направление - неожиданное. Оно называется "инбалк" (от английского in-bulk - внавалку, россыпью). Суть в том, что завод будет закупать готовые таблетки иностранного производства, в основном индийских и европейских компаний, фасовать в Беларуси в картон и продавать под видом отечественных.

"Препаратов, которые производятся на рынке и которых мы не выпускаем, очень много, - рассказал А. Фондо. - Фирм, которые хотят закрепиться на белорусском рынке, тоже много. Мы им говорим: вы поставляете готовую форму в блистерах, а мы тут упаковываем ее в наш пенал. При этом намного сокращается время регистрации, мы практически не проводим никаких испытаний".

На упаковке обещают писать: "расфасовано в Беларуси". Любопытно, будет ли статистиками препарат  учитываться как отечественный? Правда, как следует из объяснений руководства БЗМП, цель такого бизнеса - не подтасовать статистику и не поддержать производство картона в стране, а в недалеком будущем заместить эти импортные позиции.

"В договоре мы оговариваем, чтобы в последующем эти фирмы отдали полную технологию для производства указанных препаратов, - объяснил гендиректор. - Они не хотят давать, так как это хорошие, новые препараты, но мы ставим такое условие. Министр поручил во всех договорах прописывать, что в течение 2 лет они отдают нам полностью технологию производства".

В 2014 году БЗМП намерен освоить выпуск 5 наименований ЛС по форме "инбалк". На одно лекарство уже выдано регистрационное удостоверение Минздрава. Его наименование пока не называют. Ожидается, что в 2015 году доля "инбалка" в стоимостном выражении составит около 2% от общего объема производства БЗМП.

Вероятно, упаковкой импортных лекарств в ближайшее время будут заняты и другие белорусские фармкомпании.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




* Все поля обязательны для заполнения

(PDF) Вход/Регистрация

Весь номер по полосам

Архив

Сервисы сайта

Follow belmarket on Twitter

Новости компаний

Архив