Социальная сфера

Топливо подорожает

Татьяна МАНЕНОК

Решение о повышении цен на автомобильное топливо обсуждается в правительстве. Ожидается, что оно будет принято в ближайшее время.

В этом году концерн "Белнефтехим" уже несколько раз вносил предложения в правительство о необходимости повысить цены на автомобильное топливо. Пока правительство откладывало это решение (одна из причин, надо полагать, - чемпионат мира по хоккею в Минске). В результате ценники на нефтепродукты на радость автолюбителям не меняются уже почти полгода, хотя курс национальной валюты не стоит на месте, да и финансовое состояние белорусских НПЗ оставляет желать лучшего.

В целом условия работы отечественных НПЗ в этом году значительно улучшились благодаря договоренностям с Россией об условиях поставки нефти. Ситуация стала более предсказуемой. В отличие от прошлого года, когда контракты заключались ежеквартально, в этом году были подписаны соглашения о поставках нефти сначала на полугодие, а теперь на весь текущий год. Это позволяет выстраивать отношения с поставщиками на более длительный срок, что положительно влияет на работу белорусских НПЗ.

В то же время внешняя конъюнктура, налоговая и кредитная политика на внутреннем рынке не позволяют отечественным нефтепереработчикам работать с высокой рентабельностью. Рентабельность белорусских НПЗ составляет 5-7%.

По имеющимся данным, вопрос о повышении цен на бензин и дизтопливо уже стоит в повестке. Ожидается, что в ближайшее время цены на автомобильное топливо могут увеличиться как минимум на 5%. Однако параллельно обсуждается вопрос о повышении акцизного налога на автомобильное топливо. Если такое решение будет принято, то ценники на АЗС могут измениться более ощутимо - в пределах 10%.

Весной этого года в профильных ведомствах обсуждалась возможность повышения акциза на 5%. Если бы это решение было принято, то оно привело бы к подорожанию автомобильного топлива на 60-100 BYR. Но в процессе обсуждения этого вопроса появилось несколько вариантов повышения акцизной ставки. Предполагается, что окончательное решение будет принято исходя из состояния бюджета и экономического положения белорусских НПЗ.

Между тем законом № 96-З от 31 декабря 2013 года предусмотрено, что в 2014 году ставки акцизов на автомобильное и дизельное топливо в Беларуси будут установлены на весь год в зависимости от их экологического класса вместо содержания октанового числа. По оценкам, в этом году ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут в среднем на 14,5%.

В последний раз цены на автомобильное топливо в Беларуси были повышены 28 декабря 2013 года в среднем на 2%. Свое решение концерн "Белнефтехим" мотивировал необходимостью "частичной компенсации увеличения ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты с 1 января 2014 года".

В 2013 году концерн "Белнефтехим" 5 раз повышал цены на автомобильное топливо, мотивируя свои решения в основном необходимостью частичной компенсации повышения ставок акцизного налога, в результате стоимость "Нормаля-80" выросла на 17%, Аи-92 - на 23,7-26,6%, дизтоплива - на 25,5%, Аи-95 - на 26,7%.


Справка "БР"
В 2014 году производство бензина в Беларуси планируется увеличить на 15,1% к уровню 2013 года, до 4 млн. 240 тыс. тонн, экспорт - на 21,9%, до 3 млн. 90 тыс. тонн. Потребление на внутреннем рынке прогнозируется на уровне 2013 года - 1,16 млн. тонн. В 2014 году планируется произвести 7,89 млн. тонн дизельного топлива (на 8,7% больше), в том числе для внутреннего потребления - 3,63 млн. тонн (на 5,2% больше), на экспорт - 4,26 млн. тонн (на 12,3% больше).
Планируется произвести 5,43 млн. тонн топочного мазута (на 6,8% меньше, чем в 2013 году), экспортировать 5,13 млн. тонн (на 2,8% меньше), потребление внутри страны составит 510 тыс. тонн (на 12,1% меньше) (с учетом переходящих остатков). В 2014 году планируется импортировать 4 тыс. тонн бензина, импорт дизеля и мазута не предусмотрен.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




* Все поля обязательны для заполнения

(PDF) Вход/Регистрация

Весь номер по полосам

Архив

Сервисы сайта

Follow belmarket on Twitter

Новости компаний

Архив