Компании и рынки

Сетям зададут границы

Полина ЛЕГИНА

Антимонопольное регулирование может затронуть розничную торговлю. Фото С. Костина

Антимонопольное регулирование может затронуть розничную торговлю. Фото С. Костина

Минторг намерен ограничить долю присутствия крупных торговых сетей на розничном рынке 30 процентами.

Борьба между крупными сетевыми ритейлерами и малым бизнесом, обострившаяся в конце минувшего года, нашла отзвук в кабинетах Министерства торговли.

Как рассказал на пресс-конференции 16 января заместитель министра Вячеслав Драгун, в проект закона о государственном регулировании объектов торговли и общественного питания внесена норма, согласно которой государство сможет ограничивать рост определенных сетей в случае, если их доля на региональном рынке превышает 30%.

До сих пор количественная граница для сетевых ритейлеров прямо не называлась. В варианте законопроекта, который размещен для общественного обсуждения на сайте Минторга, ограничительная норма звучит в следующей редакции: "Ст. 4. Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов (за исключением организаций системы потребительской кооперации), доля которого в объеме розничного товарооборота товаров за предыдущий финансовый год превышает в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему торговые объекты, размер, определенный Советом министров Республики Беларусь, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади".

Маленькие против больших.

Именно антимонопольное регулирование стало предметом ожесточенного спора между крупными и мелкими ритейлерами. Главы Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Республиканской конфедерации предпринимательства и Белорусского союза предпринимателей в декабрьском письме премьер-министру Михаилу Мясниковичу среди прочего просили ввести особый временный порядок на открытие торговых объектов предприятиями, уже имеющими 10 или более торговых объектов (кроме расположенных в сельской местности), не дожидаясь вступления в силу закона о госрегулировании торговли.

Исполнительный директор "Ассоциации розничных сетей" Татьяна Закжевская в письме-возражении настаивала, что при общепринятом в мире пороге для одного доминирующего ритейлера на уровне 30% ни у одной сети Беларуси, национальной или региональной, в продовольственной группе товаров нет и 10-процентной доли рынка, а совокупный товарооборот 10 крупнейших торговых сетей не превышает 26% от общего. Из этого, вероятно, следует, что оснований для антимонопольного регулирования в Беларуси пока нет.

Но у Минторга несколько другие данные. "Мы провели серьезный анализ по потребительскому рынку и посмотрели долю влияния каждой сетевой компании на тот или иной регион, - рассказал В. Драгун. - Получилась довольно пестрая картина. От региона к региону цифра разнится в зависимости от развитости инфраструктуры. Некоторые сети ведут себя агрессивно".

Замминистра привел и цифры. Доля "Гиппо", по его словам, колеблется от 1 до 4,5%, "Соседей" - от 0,3 до 5%. "Простора" - 0,1 до 4,1%. Особняком в этом списке стоит "Евроопт", присутствие которого, по подсчетам Минторга, в отдельных районах Минской области достигает 27%, то есть почти вплотную приблизилось к заявленной Минторгом 30-процентной планке.

"Для Минска это не проблема, - охарактеризовал ситуацию с долей торговых сетей В. Драгун. - Однако в регионах приход крупного игрока серьезно влияет на магазины небольшого формата".

В Минторге обещают и дальше отслеживать ситуацию, но в то же время подчеркивают, что "пока на законодательном уровне вопрос не решен, у нас нет оснований для запрета открытия того или иного объекта".

Без гипермаркетов - никуда.

Впрочем, если законные основания для регулирования и появятся, то государство вряд ли будет применять их слишком ретиво. Ведь без открытия новых супер- и гипермаркетов фактически невозможно выполнить план по обеспеченности населения Беларуси торговыми площадями (600 кв. м на 1 тыс. человек к 2015 году). На сегодня этот показатель равен 427 кв. м. Поэтому в Минторге убеждены, что, в частности, каждый район Минска должен иметь гипермаркет. "Он будет в центральной части района и не будет оказывать большого влияния на магазины шаговой доступности", - убеждены чиновники.

Отдельный вопрос - как вообще относиться к планам Минторга в свете последних заявлений о возможном упразднении ведомства. Не окажутся ли государственные задачи сокращены вместе с госслужащими? Замминистра комментировать предложение о ликвидации своего министерства отказался. "Решения пока нет, а если оно будет принято, то обсуждать мы его не планируем, мы его будем выполнять", - по-военному ответил В. Драгун.

Но в то же время он напомнил, как много пользы Минторг принес стране в 2011 году, "когда случился финансовый кризис, курс поплыл и товары с полок исчезли".

"Ежедневно мониторился потребительский рынок, в режиме видеоконференции мы распределяли ресурсы, были и графики поставок отдельных товаров, - перечислил заслуги своих коллег В. Драгун. - Мы выходили с инициативой в правительство по выделению валютных ресурсов, чтобы импортеры могли завезти товары и население не заметило дефицита. И несмотря на ажиотажный спрос, была обеспечена стабильность".

Наверное, по решению правительства о судьбе Минторга можно будет отчасти судить, насколько вероятно в Беларуси повторение 2011 года.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ




* Все поля обязательны для заполнения

(PDF) Вход/Регистрация

Весь номер по полосам

Архив

Сервисы сайта

Follow belmarket on Twitter

Новости компаний

Архив