Ноябрь 14, 2017
Вадим СИКОРСКИЙ

Российские производители сельхозтехники озабочены уменьшением господдержки. Крайними в борьбе за фонды могут оказаться белорусские комбайностроители.

«Росспецмаш» ревнует к белорусам

В начале ноября в российских СМИ появились публикации об обострении конкуренции на рынке комбайнов. В них со ссылкой на представителей ассоциации «Росспецмаш» сообщалось, что белорусские и российские производители комбайнов работают в неравных условиях. По мнению членов ассоциации, из-за более низкого уровня господдержки россияне постепенно уступают рынок белорусам.

Действительно, данные статистики свидетельствуют об увеличении доли отечественных марок на рынке РФ. По сведениям «Росспецмаша», за девять месяцев 2017 года продажи самоходных комбайнов в России выросли на 5,7 %, до 5825 машин. В сентябре рынок увеличился на 25,3 %, или на 421 комбайн.

Прогноз ассоциации указывает на рост продаж белорусских комбайнов до 1,85 тыс. единиц по итогам 2017 года против 1,75 тыс. в 2016-м. При этом российский рынок увеличится до 7,2 тыс. единиц.

Статистика аналитиков «АСМ-Холдинг» также констатирует высокие темпы роста объемов производства. За восемь месяцев нынешнего года в России было выпущено 5594 комбайна, или на 22,3 % больше, чем год назад. Самые высокие темпы демонстрируют сборочные площадки западных компаний John Deere, Claas и Case — New Holland. Их производства или совместные предприятия нарастили объемы в 2,2—2,6 раза. Это выглядит логично на фоне укрепления российского рубля и увеличения инвестиций.

ЗАО СП «Брянсксельмаш», выпускающее машины «Гомсельмаша», увеличило объемы на 47,2 %. Для сравнения: производство «Ростсельмаша» прибавило 15,7 %.

В прошлом году продажи комбайнов в России увеличились на 40,6 %, до 7,3 тыс. штук. Таким образом, кризисные явления 2014—2015 годов, когда продажи комбайнов составляли 5—5,5 тыс. единиц, рынок в целом пережил. Нынешний уровень он демонстрировал в 2011—2012 годах, тогда продавалось 7,2—7,5 тыс. машин в год.

От урожая зерновых и мер господдержки рынок комбайнов в РФ зависит больше, чем от рамочных условий функционирования экономики. Стабильно высокие урожаи и активный экспорт в последние два-три года дополнялись государственной программой поддержки машиностроения. В ее рамках российские производители получали субсидии на предоставление аграриям 15—20-процентных скидок.

В 2017 году объем субсидий достигнул 15,7 млрд рос. руб. (около 2,6 млрд долларов по текущему курсу). На 2018-й пока запланировано всего 8 млрд рос. руб., правда, возможно, субсидии увеличат до 10 млрд руб. Такое обещание дал президент Владимир Путин. Впрочем, даже в этом случае господдержка будет намного меньше, чем хотят машиностроители. «Росспецмаш» считает, что программу необходимо продлить как минимум до 2021 года, а ее фи­нансирование оставить на уровне не менее 15 млрд рос. руб. в год.

Чистый экспорт белорусских зерноуборочных комбайнов в Россию не так велик по сравнению с долей техники «Полесье» на рынке. За восемь месяцев нынешнего года наша страна поставила соседям 197 машин на 14,75 млн долларов, что в три раза больше, чем год назад. Объем экспорта по коду 843 352 (машины и механизмы для обмолота прочие), по которому оформляются в том числе узлы комбайнов для последующей сборки или непосредственно продажи, увеличился на 35,2 %, до 852 единиц, а в стоимостном выражении — на 80,9 %, до 55,3 млн долларов.

Значительная часть белорусской техники, продающейся в РФ, собирается на мощностях ЗАО «Брянсксельмаш». Частично речь идет об отверточной сборке, частично — о довольно высокой степени локализации производства. Такая техника продается под маркой «Десна — Полесье». «Брянсксельмаш» активно работает с властями в регионах и заключает соглашения, в рамках которых иногда получает дополнительные преференции. Кроме того, техника совместного предприятия подпадает под программы кредитования «Россельхозбанка» и «Сбербанка». Именно эти условия беспокоят «Ростсельмаш». Брянская техника получается немного дешевле благодаря снижению транспортных и других расходов.

Поддержка экспорта заработала

Среди преференций, получаемых «Гомсельмашем» и улучшающих его предложение на российском рынке, также называлась государственная поддержка. Действительно, в начале октября президент Беларуси подписал указ № 372, который продлил срок погашения бюджетных зай­мов, предоставленных холдингу «Гомсельмаш» два года назад. Правда, тогда предприятие не получило «живых» денег. Де-факто обязательства перед коммерческими банками были конвертированы в бюджетные займы на более чем 400 млн долларов. «Гомсельмаш» должен был начать рассчитываться по ним уже в 2018 году и погасить их до 2022-го.

Судя по всему, положение предприятия и его динамика не позволяют рассчитывать на выполнение этих условий. В итоге новый указ сдвинул последний срок погашения на 2029 год. Причем «Гомсельмаш» начнет погашать займы и проценты по ним не раньше 2019-го.

Дополнительной мерой поддержки производителя можно признать «заморозку» в 2018—2022 годах ставок земельного налога и налога на недвижимость, также прописанную в указе. Необходимо отметить, что степень влияния данного документа на продажи по сравнению с прямой субсидией из российского бюджета явно преувеличена лоббистами из РФ. Указ позволяет холдингу, скорее, сохранить оборотные средства.

Действительно важным драйвером отечественных поставок можно признать экспортное кредитование. Ставка по таким кредитам для российских покупателей составляет 6,7 % годовых в российских рублях и 2,49 % — в валюте. Это ниже, чем в среднем по рынку.

Выгодным является и международный лизинг ОАО «Промагролизинг» под 6 % годовых в рублях и 4—5 % — в долларах. Кроме того, в нынешнем году Беларусь значительно расширила сеть агентов в российских регионах, предлагающих финан­сирование в рамках отечественных программ поддержки экспорта.

Есть и чисто рыночные причины укрепления позиций нашего производителя. Запуск в массовое производство «Палессе GS16» привел белорусские комбайны в новый сегмент машин с высокой пропускной способностью по хлебной массе. Данный показатель «Палессе GS16» достигает 16 кг/с и соответствует урожайности в основных экспортных регионах РФ. Именно там гомельские комбайны имеют хороший рейтинг по соотношению «цена — качество»: машина пользуется спросом.

Неслучайно в 2017 году пошли разговоры о создании «суперкомбайна». Пока трудно сказать, каким он будет. Не исключено, что им станет «продвинутая» версия «Палессе GS16». Впрочем, гомельские конструкторы могут замахнуться и на машину с пропускной способностью 20 кг/с и войти в сегмент, в котором присутствуют в основном западные производители.

Широко закрытый рынок

Комбайностроителей из РФ беспокоит и отсутствие свободного доступа на рынок Беларуси. Формально в ЕАЭС никто не чинит препятствий для российской техники. Однако фактически она остается непроходной на белорусском рынке. «Ростсельмаш» пытался прийти в нашу страну сразу после создания Таможенного союза — попытка провалилась. В этом году на выставке «БЕЛАГРО» был представлен новый дилер российской компании. Возможно, ему удастся изменить ситуацию. Правда, пока российская техника по-прежнему дороже отечественной.

Справедливости ради надо отметить, что на рубеже десятилетия ростовские комбайны попадали в нашу страну партиями даже по сто единиц. Впоследствии белорусский рынок фактически закрылся перед ними.

Финансовые трудности, которые испытывают аграрии в нашей стране, привели к тому, что обновлять парк техники за собственные средства могут лишь считанные предприятия. При этом они часто делают выбор в пользу западных производи­телей.

Большая часть комбайнов в Беларуси продается в льготный лизинг через госпрограмму обновления машинно-тракторного парка. Мало того что в последние три года объем ее финансирования ограничен, так еще для попадания в число участников программы производителю необходимо пройти согласование в Минпроме, а покупателю — у собственника (в республиканских или местных органах власти).

Активизировавшиеся российские лоббисты от сельхозмашиностроения преследуют в первую очередь цель сохранить объемы субсидирования на уровне 15 млрд рос. руб. В этом смысле белорусы выступают в роли «пугала»: если не поддерживать местных производителей, то их нишу займут партнеры по ЕАЭС. К сожалению, есть вероятность того, что в итоге крайними окажутся именно наши предприятия. Нечто похожее произошло на рынке грузовиков, на котором под соусом такого же «выравнивания условий» МАЗ постепенно отодвинули от значительной доли закупок техники.

Подписка на Гомсельмаш + комбайны + экспорт комбайнов + экспорт сельхозтехники + Ростсельмаш + Брянсксельмаш
30 октября 2017
Гомсельмаш может занять до 25% российского рынка в этом году.
13 октября 2017
Президент Беларуси принял указ о деятельности холдинга Гомсельмаш.
03 октября 2017
Такова мощность совместного предприятия, создаваемого Гомсельмашем
30 августа 2017
В Беларуси создадут суперкомбайн. Об этом на прошлой неделе заявил президент Александр Лукашенко.
18 августа 2017
Он ознакомился с работой Палессе GS16 на ходу
14 июня 2017
На нем будут собирать маломощный комбайн Палессе GS575

Страницы