Март 02, 2009
Татьяна МАНЕНОК

Требование разработать такой документ содержится в плане совместных антикризисных мер правительств Беларуси и России, который был принят на Высшем госсовете 3 февраля в Москве.

По данным "БР", вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в рамках по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов поручили создать совместную рабочую группу, первое заседание которой должно пройти в I квартале 2009 года.

Застраховались от возможного "жульничества".

Россия перешла   на новые условия поставок нефти в Беларусь два года назад - после того как в начале 2007 года из-за нефтяных противоречий между союзниками впервые были остановлены поставки российской нефти в Беларусь и ее транзит по территории страны в направлении Европы.

Конфликт завершился подписанием 12 января 2007 года соглашения, согласно которому с 2007 года поставки российской нефти в Беларусь облагаются экспортной пошлиной: сначала она составляла 29,3% от пошлины на сырую нефть, поставляемую в другие страны, в 2008 году этот показатель был увеличен до 33,5%, а в 2009-м - до 35,6%.

Таким образом, соглашение регламентировало раздел прибыли от экспорта нефтепродуктов из Беларуси. В 2007 году 70% экспортной пошлины передавалось России, а 30% оставалось в Беларуси, в 2008 году соотношение было 80 и 20%, в 2009 году - 85 и 15%.

И хотя представители белорусской власти неоднократно упрекали РФ в нарушении правил торговли в рамках единого таможенного пространства, на самом деле, как считают эксперты, эту пошлину правильнее было бы назвать финансовым платежом, обеспечивающим механизм компенсации за экспорт нефтепродуктов с белорусской территории.

Этот механизм позволяет российской стороне забирать свою прибыль от экспорта нефтепродуктов еще до того, как российская нефть переработана на белорусских НПЗ и экспортирована в виде нефтепродуктов.

Говорят, спецпошлина на нефть - это изобретение экс-главы российского МЭРТа Германа Грефа. Москва таким образом застраховала себя от возможного "жульничества" партнера: а вдруг белорусы перечисляли бы не всю пошлину от экспорта нефтепродуктов, рассчитывались с опозданием и т. д.

Формально же получается, что, урегулировав затяжной нефтяной конфликт и установив спецпошлину на поставки российского сырья в Беларусь, стороны фактически вышли из правового поля единого таможенного пространства, по сути, зафиксировав нарушение протокола от 6 января 1995 года о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между РБ и РФ.

"Конечно, это нарушение протокола, но это меньшее зло среди того, что могло бы быть и что планировалось сделать с 1 января 2007 года, когда была введена российская экспортная пошлина" (желая ускорить пересмотр условий поставки нефти в Беларусь, Москва в конце 2006 года установила для союзника полную пошлину на нефть. - Прим. Т. М.), - так в свое время прокомментировал заключение соглашения вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков.

Придется торговаться.

По данным "БР", белорусские переговорщики давно готовят почву для нового нефтяного соглашения. Среди вариантов в том числе обсуждалась возможность пролонгировать сложившиеся в 2009 году условия. Однако подходы в новом соглашении будут, скорее всего, принципиально иными.

Сейчас российская сторона активизирует работы по завершению формирования Таможенного союза. Планом совместных антикризисных мер Беларуси и России предусмотрено завершить все подготовительные работы с участием Казахстана уже в этом году, чтобы к 1 января 2010 года создать Таможенный союз "с единым внешним контуром".

Условия таможенно-тарифного регулирования взаимной торговли в рамках Таможенного союза не предусматривают взимания экспортной пошлины. Белорусская сторона активно поддерживает эту норму. Экспортной пошлины на российскую нефть, поставляемую в Беларусь, быть не должно, "это - рудимент или атавизм во взаимной торговле двух стран", заявил в конце прошлого года вице-премьер Беларуси А. Кобяков. Россия на этот раз не возражает.

По данным "БР", российская сторона склоняется к варианту взимания разных ставок экспортной пошлины в зависимости от вида нефтепродуктов. Другое дело, что Москва должна предложить гарантированный механизм перечисления части прибыли от экспорта горючего, произведенного на белорусских НПЗ, в российский бюджет.

По сути, стороны собираются вернуться к ситуации, существовавшей до 2007 года. А ведь разгоревшийся более двух лет назад конфликт между Москвой и Минском возник именно из-за того, что прежнее соглашение не выполнялось - российский бюджет фактически ничего не получал от переработки нефти на белорусских НПЗ.

Для белорусской стороны возврат к прежнему нефтяному соглашению сулит, с одной стороны, выгоду - нефтяникам не придется заранее перечислять экспортную пошлину, то есть делиться прибылью от экспорта нефтепродуктов с российским бюджетом авансом. С другой стороны, отмечают эксперты, для Минска важно зафиксировать выгодную для себя пропорцию раздела прибыли.

Согласно предварительным оценкам, новый механизм раздела прибыли с учетом пропорции 85:15 для Беларуси невыгоден, поскольку платить в российскую госказну придется больше, чем сейчас.

Так что подписанию столь важного для белорусской экономики нового нефтяного соглашения будет предшествовать, скорее всего, очень непростой торг.

Подписка на Все
22 сентября 2018
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси подготовило и вынесло на общественное обсуждение на своем сайте проект постановления правительства, вносящего изменения в правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам.
22 сентября 2018
Поставки от белорусских НПЗ, на которые приходится 81% всего украинского импорта бензинов, за 8 месяцев текущего года сократились на 13,4%.
21 сентября 2018
В ЕАЭС нужно внедрять и развивать механизм безбумажной торговли, заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин на заседании объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в Минске в пятницу.
21 сентября 2018
Проект бюджета Беларуси на 2019 год рассчитан с учетом среднегодового курса доллара в 2,216 рубля.
21 сентября 2018
Международное рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз роста мировой экономики на 2019 год на 0,1 процентного пункта (п.п.) - до 3,1%.
21 сентября 2018
Владимир Путин предложил белорусскому коллеге обсудить и урегулировать вопросы и споры, возникшие у сторон в сфере сельского хозяйства и энергетике.

Страницы