Октябрь 07, 2017
Алена ЯКОВЕНКО

Витеблянка Дарья МАТРОСОВА стала лауреатом престижной международной фотопремии МIFA сразу в двух категориях — «Реклама» и «Мода». «БР» побеседовала с известным белорусским фотографом о специфике рекламных съемок, необходимости участия в конкурсах и пользе соцсетей.

 

— Доступность современной фотографии как технологического процесса, на ваш взгляд, не обесценивает ее как вид искусства?

— Нет. Тот, кто относится к делу серьезно, подходит к нему качественно и творчески, создает высококлассные фотографии, доводит их до уровня искусства. Масс-маркет же изобиловал всегда, но к фотоискусству он не имеет никакого отношения. Это две совершенно разные категории.

— Чем рекламная фотография принципиально отличается от других жанров?

— Она отражает видение компанией своего продукта. Такая фотография имеет понятные смысловые акценты. Сегодня становится популярным вводить художественную составляющую в рекламную фотографию, что позволяет ей в некоторых случаях претендовать на эксклюзивность.

— Какие тенденции характерны для современной рекламной фотографии?

— Белорусская рекламная фотография постепенно приближается к европейскому стилю. Если раньше делали в основном кукольную ретушь (моделям придавались идеальные черты лица), то сегодня постепенно приходят к тому, что на снимке модель должна выглядеть естественно. Стратегия подбора моделей допускает участие в съемках людей с неидеальными формами и пропорциями тела, состоянием кожи, преклонного возраста. К сожалению, пока мы только на пути к такой стратегии, поскольку для многих отечественных компаний это серьезное изменение, влияющее на концепцию бренда.

— Что влияет на стоимость съемки?

— Известность фотографа, владение техниками обработки снимков. Исходя из собственного опыта, могу сказать: чтобы получить заказ, нужно либо быть креативнее, либо сыграть на стоимости. Например, мои работы отличаются наличием креативной составляющей: это могут быть необычные элементы или экстравагантная подача. Если заказчик хочет получить нечто эпатажное, новое, тогда ему следует обращаться ко мне. Есть клиенты, которым просто нужны качественные снимки, — предложений такого плана на рынке много. Я же предпочитаю работать в своей нише. Ничего страшного, если получу всего два заказа за год, зато мне будет интересно работать с таким материалом.

— Дарья, вы сами ретушируете собственные снимки?

— Я все делаю сама. В Европе же ретушированием занимается, как правило, отдельный специалист. Необходимо обладать большим количеством навыков, чтобы возложить на себя весь творческий и технологический процесс. С другой стороны, будучи ответственным перед самим собой, основательнее подходишь к выбору композиционных решений, расположению источников света и т. п. Ведь задача фотографа — сделать снимок так, чтобы потом его пришлось как можно меньше ретушировать. Такой подход дает мне свободу творческого планирования, понимание, чего и какими средствами можно достичь.

— Как выстраиваете диалог с заказчиком?

— Наши компании пока не готовы платить за хорошие фотографии. Основной запрос таков: подешевле, побольше снимков и желательно, чтобы на следующий день они уже были готовы. Качественная рекламная кампания предполагает соответствующие расходы. Нужно выстроить локацию, пригласить стилиста, который подберет для моделей не только образы, но и позы, жесты. Стоимость такой съемки может достигать и 2 тыс. долларов. Многие еще просто не верят в эффективность комплексного подхода, а он очевиден. Грамотная фотореклама создает положительный имидж компании, может вывести ее даже на новый уровень.

— Рекламному фотографу также нужна хорошая реклама. Какие механизмы являются наиболее действенными?

— Рекламируюсь в основном через социальные сети. С их помощью вышла на крупные международные журналы и предложила опубликовать свои снимки. Например, в октябре выйдет свежий выпуск американского глянцевого журнала BASIC Magazine, в который вошло несколько моих работ. Я неоднократно публиковалась в электронных изданиях Барселоны, Лондона, Нью-Йорка. Денег за это никто не заплатил, зато реклама для меня как для фотографа колоссальная.

— Вы заядлая участница различных фотоконкурсов. Что они дают?

— Участие в конкурсах позволяет фотографу получить международную известность. Благодаря конкурсам за рубежом меня знают как творческую единицу, причем работающую не с рекламной, а с художественной фотографией. Кроме того, они позволяют мне принимать участие в международных выставках, по итогам которых формируются иллюстрированные каталоги, которые впоследствии попадают в рекламные агентства. В свою очередь, это способствует привлечению новых заказчиков. С другой стороны, участие в конкурсах дает возможность сравнить собственное творчество с мировым уровнем фотографии и понять, что нужно делать, чтобы побеждать в них.

— Дарья, чем еще планируете порадовать Беларусь?

— Сейчас я работаю над созданием авторской фотокниги. Купить в Беларуси профессионально оформленную фотокнигу фактически невозможно: их попросту нет. Поэтому я отношусь к этому проекту с особым трепетом.

В планах организация персональной выставки, я долго вынашиваю эту мысль. Выставка будет организована скорее всего не в пространстве галереи, а в непринужденной обстановке культурного центра. Другое дело, что это очень дорого, ведь все финансовые затраты ложатся на плечи организатора.

Больше внимания хотелось бы уделять художественной фотографии, эксклюзивному материалу, который не тиражировался бы, а ложился в основу коллекционных собраний.

 

Материал опубликован в номере 37 газеты "Белорусы и рынок" от 7 октября 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на Рекламная фотография + съемки + МIFA + Дарья МАТРОСОВА