Май 04, 2017
Антон РОГАЧ

Футбольный клуб «Крумкачы» раз за разом доказывает, что большой бюджет далеко не главный фактор успешного маркетинга.

С самого основания клуба в 2014 году минчане стремились быть на слуху. При этом бюджет частной команды всегда оставался скромным: его едва хватало на жизненно необходимые расходы.

Как известно, за два сезона команда пробилась из низов белорусского футбола в высшую лигу. Однако даже на начальном этапе о «Крумкачах» знали больше, чем о многих участниках элитного дивизиона. Естественно, все это происходило при отсутствии средств на продвижение и рекламного бюджета.

Чтобы привлечь внимание, перед сезоном-2015 клуб завел блог и стал освещать в нем быт... игрушки-ворона (в переводе с белорусского слово «крумкачы» означает «вороны»). Каждая поездка команды на гостевой матч сопровождалась рассказами о приключениях Крумки (имя талисмана) в том или ином белорусском городе. Расходы на такое продвижение составили всего 20 долларов: именно за такие деньги в марте 2015 года была приобретена игрушка.

Кроме того, в сезоне-2015 «Крумкачы» провели разлетевшуюся по Интернету (и не только по спортивным СМИ) фотосессию. Расходы на нее составили те же 20 долларов.

В общем, еще во время выступления в первой лиге минчане громко заявили о себе. Результаты не заставили ждать: в ноябре 2015 года, когда команда проводила решающий матч с «Днеп­ром» за право выхода в высшую лигу, вмещающий несколько сотен человек спорткомплекс «Олимпийский» собрал полторы тысячи зрителей! Несмотря на холодную погоду, люди смотрели футбол, даже стоя за забором. В тот день команда обыграла богатый «Днепр» и вышла в элитный дивизион. Публикации о том футбольном чуде появились не только в СМИ Беларуси и соседних стран, но и в таких изданиях, как Daily Mail и Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Выход в высшую лигу поставил перед командой совсем другие задачи. Если раньше все финансовые затраты «Крумкачоў» покрывали учредители, то элитный дивизион потребовал куда больших расходов. Соответственно, возникла необходимость искать спонсоров и продвигать не только свой бренд, но и парт­неров.

Впрочем, даже потенциальная аудитория белорусского футбола сегодня не настолько велика, чтобы на рыночных условиях заключать крупные сделки со спонсорами, а административных рычагов у частного клуба нет. Поэтому «Крумкачы» и в высшей лиге существуют очень скромно. Более того, клуб успел залезть в долги: пришлось взять беспроцентный заем у БАТЭ на 150 тыс. долларов.

Понятно, что такая ситуация требует еще более напряженной работы по продвижению бренда. Маркетологам амбициозного клуба удается находить все новые способы привлечения внимания к нему и расширения лояльной аудитории. Так, в минувшем сезоне «Крумкачы» стали едва ли не первым представителем оте­чественного футбола, использовавшим для интернет-трансляции своего матча квадрокоптер. Клубу это ничего не стоило: нашлись добрые люди, согласившиеся одолжить технику. Зато резонанс был неплохим.

Кстати, по уровню трансляций «Крумкачы» — среди лучших в стране. Несколько камер, повторы, высокое качество — все это также обходится клубу бесплатно (трансляции ведутся при технической поддержке партнера — компании МТС). Для сравнения: БАТЭ, как и большинство белорусских клубов, снимает матчи всего одной камерой.

В этом плане конкуренцию столичному клубу составляет лишь брестское «Динамо». Однако у того за спиной богатый шейх, поэтому есть и соответствующие возможности.

У «Крумкачоў» подобных возможностей нет и близко. Зато креатива хватает. Во время недавнего матча с БАТЭ (кстати, минчане сумели навязать борьбу чемпиону, но уступили 2:3) столичный клуб разыграл… игрушечный автомобиль Audi. Получилась тонкая подколка в адрес «Динамо», которое, напомним, недавно попало в двусмысленную ситуацию: несмотря на то что титульным спонсором клуба является дилер Audi в Беларуси, брестчане разыграли среди болельщиков автомобиль Renault (только не игрушечный, а настоящий).

В преддверии сезона «Крумкачы» приняли участие в шумихе вокруг протестов против декрета № 3 и предоставили скидку на сезонные абонементы так называемым тунеядцам. В минувшие выходные клуб первым в стране замерил уровень шума на трибунах и громко объявил об установлении рекорда. Это далеко не все примеры того, как можно быть на слуху, не имея средств на продвижение.

Безусловно, для успешной маркетинговой деятельности любой организации, в том числе спортивного клуба, нужен немалый бюджет. Например, располагающее им брестское «Динамо» вкладывает значительные средства в продвижение и получает соответствующую медийную отдачу. Однако пример «Крумкачоў» доказывает, что проблема низкой маркетинговой активности белорусских клубов кроется не столько в отсутствии средств, сколько в компетенции сотрудников. Когда есть деньги — хорошо, но многое можно делать и без них.

Подписка на Крумкачы + футбол + чемпионат Беларуси + спортивный маркетинг
16 октября 2017
Использование спортивных трансляций для привлечения клиентов в бары и кафе — занятие более сложное, чем может показаться на первый взгляд, но зачастую эффективное.
29 сентября 2017
Белорусские футбольные клубы не стали интересной рекламной площадкой для компаний — поставщиков экипировки в страну.
20 сентября 2017
Спонсорские деньги по­прежнему составляют львиную долю поступлений в бюджеты отечественных клубов.
25 августа 2017
По итогам прошедшей в пятницу жеребьевки борисовчане сыграют в группе Н. Противостоять им будут «Арсенал» (Англия), «Кёльн» (Германия) и «Црвена Звезда» (Сербия). В 1/16 турнира выйдут две лучшие команды группы.
09 августа 2017
Многие команды — участницы чемпионата Беларуси по футболу испытывают финансовые проблемы. Ситуация повторяется уже не первый год, и варианты решения туманны.
09 августа 2017
Безуспешные попытки пройти процедуру установленным путем вынудили поднять вопрос на самом высоком уровне

Страницы