Декабрь 05, 2016
проректор Минского областного института развития образования по научно­методической работе Марина КРАСНОВА

Современные школьники интересуются предпринимательством, они хотят понимать законы экономики, почему происходят кризисы, чем отличаются экономические модели стран. Многие задумываются об открытии своего дела в будущем.

Со своей стороны, мы рас­сматриваем школьные бизнес-­компании как элемент экономического образования, максимально приближенный к жизни. Мы не ставим цель подготовить предпринимателей, хотя, возможно, впоследствии кто-то из детей и откроет собственное дело.

Страна заинтересована в развитии молодежного предпринимательства, о чем свидетельствует принятие Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016—2020 годы. В этом документе содержится пункт о реализации комплекса мер по развитию школьных
бизнес-компаний.

Работу школьных предприятий затрудняет отсутствие необходимого законодательства, которое определяло бы, в том числе, условия выплаты заработной платы, налогообложения и др. К слову, в Германии деятельность ученических фирм поддерживается на государственном уровне. Им дают консультации по организационным, финансовым и правовым вопросам, помогают повысить квалификацию педагогов, содействуют обмену опытом между такими фирмами. При этом работа учителей в школьных компаниях оплачивается дополнительно.

Во многих странах мира предприниматели и сотрудники компаний считают своим долгом принимать участие в обучении школьников, на волонтерских началах проводят занятия с детьми, причем делают это не от случая к случаю, а постоянно. Среди белорусских предпринимателей таких пока немного.

Учеба и заработок

На школьных предприятиях все реально: дети изучают рынок, проводят рек­ламные кампании, выпускают продукцию и оказывают услуги, зарабатывают деньги, уплачивают налоги.

Предпринимательская активность детей ограничена законодательством и тем фактом, что они должны учиться. Несмотря на это, сфера деятельности школьных компаний довольно широка: выращивание рассады, изготовление сувениров, организация экскурсий, пошив изделий, полиграфические услуги, организация детских праздников и многое другое. Кстати, в ряде случаев такие предприятия помогают решать многие важные задачи в своих регионах. Практически все участники школьных бизнес-­компаний хотят продолжить обучение в вузах, многие поступают в университеты на экономические специальности.

Участие в таких предприятиях — дело добровольное, к тому же требует письменного разрешения родителей. Вероятно, поэтому мы не сталкивались с негативным отношением к школьному предпринимательству. Дети работают не каждый день, понятно, что основное их занятие — учеба. Более того, возможно, кому-то это покажется странным, но участие в школьных компаниях даже помогает в учебе.

Педагогов тоже надо учить

К сожалению, в системе среднего образования нет отдельного предмета по экономике и предпринимательству, да и экономических знаний в целом дается немного. Изучать азы предпринимательства можно на факультативных занятиях «Основы экономических знаний» для 5—11 классов и «Основы предпринимательства» для 10—11 классов. Однако, поскольку школьники посещают такие занятия по своему усмотрению, охват учащихся в целом незначительный.

Создать компании можно в школах, учителя в которых обладают компетенцией и задатками предпринимателя. Увы, у большинства педагогов таких знаний нет, а методических и учебных материалов остро не хватает.

По моему мнению, в нашей стране необходимо создать систему экономического образования, которая охватывала бы детей, начиная с дошкольного возраста, и в которую были бы вовлечены состоявшиеся предприниматели.

Обмениваемся опытом

В этом году в Минской области впервые прошел фестиваль школьных бизнес-компаний, организаторами которого выступили управление образования облисполкома и Минский областной институт развития образования. Для руководителей компаний был проведен круглый стол, а для школьников — тренинги и мастер-классы, что стало хорошим примером сотрудничества.

Создано сетевое сообщество, в рамках которого руководители школьных компаний могут общаться друг с другом и получать консультации. Пока это закрытое сообщество — только для учреждений образования Минщины, к тому же новая площадка еще проходит апробацию. К деятельности сообщества хотим привлечь предпринимателей, которые могут рассказать свою историю успеха, ответить на вопросы детей и педагогов, дать консультации, а возможно, даже принять участие в повышении квалификации школьных наставников.n

Подписка на Все
25 сентября 2018
Александр Лукашенко 25 сентября принял с докладом управляющего делами президента Виктора Шеймана, который рассказал о недавнем визите в Зимбабве.
25 сентября 2018
Министерство финансов Беларуси и ООО "Сбондс.ру" (информационное агентство Cbonds) заключили соглашение о сотрудничестве.
25 сентября 2018
Всемирный банк констатирует значительное межрегиональное неравенство в Беларуси, которое обусловлено меньшими возможностями для населения в отсталых регионах.
25 сентября 2018
Белорусский рубль на торгах 25 сентября ослаб ко всем трем основным валютам.
25 сентября 2018
Посол России в Беларуси Михаил Бабич считает, что после состоявшихся 21 сентября в Сочи переговоров президентов двух стран не осталось "подвисших вопросов" в двусторонних отношениях.
25 сентября 2018
Концерн "Беллесбумпром" вынес на общественное обсуждение проект постановления Совета Министров о продлении лицензирования экспорта отдельных видов лесоматериалов из Беларуси за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Страницы