Апрель 02, 2018
Татьяна КАЛИНОВСКАЯ

Упрощенная система налогообложения в Беларуси таковой не является, считают предприниматели и предлагают предусмотреть в Налоговом кодексе такой налоговый режим. Об этом шла речь на заседании секции, посвященном особым режимам налогообложения и прошедшем в рамках конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития».

«Упрощенная система налогообложения в Беларуси не является упрощенной. Мы признали УСН с НДС не «упрощенкой», а обычным налоговым режимом. УСН — это не плательщики НДС, и опыт России это демонстрирует», — заявил «БР» после дискуссии председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» Анатолий Калинин.

По его мнению, в ходе обсуждения предприниматели высказали много хороших, «революционных» предложений относительно УСН. При этом даже не нужно далеко ходить за положительными примерами. «Основываясь на опыте России, учитывая рост поступлений при УСН у них и падение у нас, можно сделать вывод, что в Беларуси можно применить опыт России», — убежден эксперт.

Чтобы бизнес не уезжал в Россию

Во время дискуссии законодательную базу УСН у нас и в РФ сравнила аналитик Центра экономических исследований ОО «Белорусский союз предпринимателей» Галина Кашевская. По ее мнению, в России законодательство для малого бизнеса более благоприятное. «Законодательство по УСН в Беларуси сложное, его тяжело понимать и соблюдать», — констатировала спикер.

В нашем законодательстве ясно не звучат освобождающие принципы, отметила эксперт. Белорусский плательщик, использующий УСН, уплачивает НДС, вынужден нести расходы на поддержку работы в этой сложной системе, в отличие от России не имеет налоговых каникул и гибких ставок в зависимости от региона.

Галина Кашевская пришла к выводу, что в расчете на одного работника в Беларуси малый бизнес уплачивает больше налогов, чем средний. Упрощенная система налогообложения с уплатой НДС — это не УСН, также убеждена спикер.

В связи с этим она предлагает увеличить лимит валовой выручки для применения УСН. В РФ этот лимит значительно выше. Возможно, поэтому в 2017 году прирост поступлений от УСН в российский бюджет составил 20,6 %, а в Беларуси — только 9,02 %.

По мнению Галины Кашевской, непростая «упрощенка» влияет и на разнонаправленную динамику численности малых предприятий в соседних странах. Если в Беларуси их количество уменьшается, то в России растет.

Присутствовавшие предприниматели заявили, что им известно множество примеров переноса малого бизнеса из Беларуси в РФ, смены места жительства и гражданства собственниками бизнеса.

Поднять потолок «упрощенки»

«Практика применения специальных налоговых режимов для малого предпринимательства позволила выявить многочисленные нестыковки, их непоследовательность и несбалансированность с общеустановленным порядком налогообложения, отсутствие целостности упрощенных режимов и единой методологии определения базовой доходности», — заявил на заседании финансовый директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Анатолий Гольдберг.

Он также считает, что необходимо расширить круг плательщиков УСН и упростить ее применение, в первую очередь за счет увеличения предельного размера базовой выручки, дающей право на переход на «упрощенку». Также необходимо увеличить критерий общей площади капитальных строений, находящихся в собственности организаций, при превышении которого плательщики УСН должны уплачивать налог на недвижимость.

Единый тоже не един

Есть что улучшить и в налогообложении единым налогом. Его уплачивают около 100 тыс. из 235 тыс. ИП, сообщил директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Анатолий Змитрович. Налог уплачивается до начала осуществления предпринимательской деятельности. По сути, это кредитный налог.

«Ежегодно налог увеличива­ется на уровень инфляции, но если существенно дорожают коммуналка, детские сады, а обувь — на 0,6 %, то почему ставка по этому виду деятельности увеличивается на 25 %? У нас нет корреляции в зависимости от инф­ляции на отдельные товары», — заявил Анатолий Змитрович.

Единый не значит простой, констатировал спикер. Если предприниматель превышает определенную сумму оборота, то к единому налогу добавляется доплата — 5 % от суммы превышения. «Это не что иное, как налог с оборота, и говорить о едином налоге в этом случае не представляется возможным», — считает представитель РКП.

Кроме того, по его мнению, необходимо отменить налог на вмененный доход для станций техобслуживания, поскольку СТО, получающие доход ниже вмененного, уходят в тень, нанимают работников и выплачивают им зарплату в конвертах. Анатолий Змитрович предложил ввести единый налог для этой категории предпринимателей.

В ходе дискуссии прозвучала идея объединить отчисления в ФСЗН и «Белгосстрах» в один платеж, ввести понижающие коэффициенты к ставке налога при УСН для регионов.

Предприниматели поддержали предложение компании Ernst & Young обратить внимание на определение налогового резидентства в Беларуси. Налоговое резидентство предлагается определять не по месту регистрации, а по месту осуществления деятельности. Таким образом, иностранные организации (в частности, некоторые банки и торговые сети, то есть крупные налогоплательщики), зарегистрированные, например, на Кипре, но работающие в Беларуси, должны будут уплачивать налоги в нашей стране.

Подписка на налоги + единый налог + ФСЗН + БСПН + МСП
06 августа 2018
Новый Налоговый кодекс принес неприятные сюрпризы на финальном этапе согласования.
02 августа 2018
Изменения в Налоговый кодекс устанавливают новый подход к расчету единого налога для ИП.
02 августа 2018
Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции.
31 июля 2018
Особый порядок уплаты НДС для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на оптовых рынках стран ЕАЭС, может появиться в Беларуси.
31 июля 2018
Будущее предприятий легкой промышленности зависит от способности найти свою нишу на рынке и сообща отстоять отраслевые интересы. В этом убеждена директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанна Тарасевич.
23 июля 2018
Речь идет о доходах полученных от размещения белорусских ценных бумаг.

Страницы