Май 27, 2017
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Будущее отечественного машиностроения чиновники, ученые и представители бизнеса обсудили на Белорусском промышленном форуме.

Приманка для инвестора

«Есть основания полагать, что программу, которую мы наметили по машиностроительному комплексу, мы выполним и даже перевыполним», — оптимистично заявил вице-премьер Владимир Семашко.

По его словам, серьезная программа реализуется на БЕЛАЗе. Там уже освоено 800 млн долларов инвестиций. В развитие МАЗа запланировано вложить около 0,5 млрд долларов, «Белшины» — 0,4 млрд, Белорусского металлургического завода — 0,8 млрд долларов.

Новый тракторный завод должен появиться на базе «Амкодора». На проектные мощности по выпуску 60—120 тыс. легковых автомобилей в год выйдет компания «БелДЖИ».

В правительстве рассчитывают, что проекты будут традиционно финансироваться сразу из нескольких источников: из собственных средств предприятий, бюджета, с помощью кредитов банков, в том числе китайских кредитных линий, а также за счет частных инвесторов.

«Ранее инвесторы шли к нам очень осторожно. Рассуждали, что небольшая страна, небольшой рынок, а вдруг завтра границу с Россией закроют. Сейчас у них совсем другой взгляд», — полагает Владимир Семашко.

Вице-премьер выразил уверенность в том, что Беларусь создала условия, при которых проекты в промышленности выгодны и государству, и инвесторам. Так, определены правила игры на емком рынке ЕАЭС. На несколько лет вперед урегулирован вопрос с поставками нефти и газа. «В чувства приходит финансовая система»: в течение года ставка рефинансирования может снизиться до 12 %, что еще больше удешевит заемные ресурсы. На 6—7 % способна вый­ти годовая инфляция.

Страна создала «чрезвычайно благоприятный инвестиционный климат». Почти на всей территории Беларуси — в сельской местности, малых и средних городах — можно работать, по сути, в режиме свободной экономической зоны со значительными налоговыми и таможенными преференциями.

Растем и отстаем

Чтобы повысить свою конкурентоспособность, отечественная промышленность остро нуждается в капиталах и технологиях. Несмотря на впечатляющий прирост промпроизводства в стране (в 2,3 раза за 15 лет при среднегодовом темпе 108 %), стоит признать: результат был достигнут скорее экстенсивным, чем интенсивным путем.

Владимир Семашко с гор­достью заявил о том, что за последние годы износ основных фондов в промышленности удалось снизить с 67 до 47 %, но уже через несколько минут посетовал на отставание МАЗа и МТЗ в развитии, проблемы с гидравликой и нежелание зарубежных контрагентов покупать технику, укомплектованную белорусскими шинами, по причине их быстрого износа.

Создание общего рынка ЕАЭС действительно открыло новые возможности перед машиностроителями, однако член Коллегии (министр) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский усомнился в том, что наши предприятия готовы в полной мере воспользоваться этими возможностями.

По словам спикера, не так давно представительная делегация белорусских промышленников в составе более чем 20 человек посетила предприятие «Фолькс­ваген» в Калуге. В ходе визита обсуждалась возможность поставки автокомпонентов на конвейер этого завода. «Два дня походили и разъехались. В итоге на Калугу зашло только одно частное предприятие. Остальные не смогли выполнить требования «Фольксвагена» по поставкам», — посетовал Сергей Сидорский.

Успешно конкурировать в сегменте автокомпонентов не позволяет дефицит инноваций. Доля высокотехнологичного сектора в отечественной промышленности в несколько раз ниже, чем в развитых странах, отметил представитель ЕЭК.

Перейдя на единую промышленную политику, страны — участницы ЕАЭС пытаются урегулировать некоторые вопросы. Одним из принципов такой политики стал отказ от создания дублирующих производств. Сергей Сидорский сообщил, что, как министр ЕЭК, уже несколько раз блокировал попытки реализовать подобные проекты. В то же время, по его словам, Россия и Казахстан поставили цель сформировать на своей территории промышленность с более высокими технологическими укладами, а потому сдерживать появление в этих государствах новых, конкурирующих с белорусами предприятий едва ли удастся.

Не особо интересует наших партнеров и создание на своей территории «отверточных» производств на основе белорусских комплектующих. В таких условиях компромиссным вариантом становится организация совместных предприятий с углубленной локализацией производства.

С новым технологическим укладом!

Человечество оказалось на пороге очередной технологической революции, которая уже в ближайшие годы может серьезно изменить подходы к организации производства и перераспределить рынки сбыта в пользу промышленников нового поколения. Похоже, о таких перспективах в нашей стране пока мало кто задумывается.

Сценарий трансформации на основе исследований мировых агентств изложил начальник управления экономики инновационной деятельности Минэкономики Дмитрий Крупский. Так, традиционные способы производства с помощью литья и обработки на станках будут замещаться 3D-принтерами различного назначения. Крупные поточные производства уступят место единичным и мелкосерийным, а также тем, кто активно практикует производственный аутсорсинг. Изменятся и привычные нам каналы продаж: повысится значение краудфандинговых платформ, которые будут собирать и передавать заказы потребителей непосредственно производителям.

Во всем мире темпы набирают разработка и выпуск 3D-принтеров, рассчитанных на использование различных материалов. Ведущие мировые корпорации определили это направление как стратегическое. В Беларуси же на слуху пока только один проект по выпуску 3D-принтеров — в технопарке БНТУ «Политехник».

«3D-принтеры воспринимаются нашими производственниками как нечто далекое, как послезавтрашний день, но эта технология очень скоро постучится в нашу дверь», — уверен Дмитрий Крупский.

Представитель Минэкономики предложил приучать промышленников к новым технологиям, как когда-то в СССР, создавая машинно-­тракторные станции, крестьян приучали к новой технике. Для этого 3D-принтеры должны появиться в каждом научно-технологическом парке страны, а также при поддержке Минпрома использоваться в различных пилотных проектах.

 

Материал опубликован в №20 газеты "Белорусы и рынок" от 29 мая 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на промышленность + инвестиции
31 июля 2018
Закон «Об инвестиционных фондах» вступил в силу 23 июля. Эксперты прогнозируют, что инвестфонды предоставят новые возможности для инвестиций и привлекут дополнительные ресурсы в экономику.
25 июля 2018
Сам проект продлен на год.
16 июля 2018
Ему перейдет миноритарная доля акций.
13 июля 2018
Все обещания властей, данные иностранному инвестору, выполнены — «Штадлер» развивается с опережением графика, заявляют представители компании.
11 июля 2018
Вложения в проекты нередко носят случайный характер и не являются результатом четко выстроенной стратегии, полагают эксперты.
09 июля 2018
Таков объем инвестиций в индустриальный парк.

Страницы