Сентябрь 05, 2016
Татьяна КАЛИНОВСКАЯ

Через сеть Интернет любой гражданин Эстонии может получить справку или разрешение, зарегистрировать компанию, открыть счет в банке и в течение семи минут начать бизнес. Посредством Интернета нужно записывать ребенка в школу и детский сад. Только жениться, разводиться и совершать операции с недвижимостью гражданин Эстонии должен лично, так как при этом необходимо присутствие нотариуса.

Как и Эстония, Беларусь находится в группе стран с высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий, но в Индексе развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index) занимает только 76-е место. Презентация доклада «Государственные услуги — от предоставления информации к электронному правительству» состоялась 29 августа в Межгосударственном образовательном центре им. Йоханнеса Рау.

По словам эксперта негосударственного Института реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) Андрея Сушко, если Эстония находится на пятом этапе развития электронного правительства, то Беларусь — на втором с элементами третьего, который характеризуется простым размещением на сайтах государственных органов информации об их деятельности.

Чаще всего на страницах таких веб-ресурсов представлена далеко не вся обязательная информация, которая в бумажном виде размещена на стендах данных государственных органов. Андрей Сушко сделал вывод, что на сайтах исполкомов, которые он выбрал для исследования, опубликовано только 13 % от обязательной для размещения информации.

Госорганы не предполагают, что гражданин является активным потребителем информации, то есть может совершать какие-либо действия через сайт госоргана. В любом случае этот уровень «электронного правительства» подразумевает личное, причем, возможно, неоднократное посещение гражданином госоргана, временные затраты и «коммуникационные издержки».

Только в последнее время, замечает аналитик, начинают появляться государственные сервисы, с помощью которых пользователь может предоставить сведения в электронном виде, а впоследствии посетить госорган, чтобы получить готовый документ или подписать его.

Автор исследования обратил внимание на то, что информация об административных процедурах, которые можно выполнить онлайн, зачастую называется «электронными услугами», что дезориентирует потребителя.

Андрей Сушко проанализировал работу Единого портала электронных услуг — общегосударственной автоматизированной информационной системы, о существовании которой в Беларуси знают далеко не все, и сделал вывод: из 60 процедур, выполняемых сегодня в электронном виде, на физических лиц рассчитано только 19, да и те не представляют большого интереса для простых граждан — «моя мама ничего там для себя не найдет».

Эксперт утверждает, что портал крайне неудобно структурирован, в нем смешаны ссылки на официальные сайты, информационные базы и непосредственно на электронные услуги, что делает его непривлекательным для пользователей. Большинство «услуг» рассчитано на обеспечение межведомственного взаимодействия государственных органов.

Сегодня в Беларуси совершение административных процедур в электронном виде не отрегулировано на законодательном уровне, потому его и не развивают. Госорганы просто не заинтересованы в продвижении интерактивных сервисов, считает Андрей Сушко. По его мнению, главная проблема — отсутствие «концепции развития электронного правительства, понимания и видения того, что необходимо делать». Неясно, кто ответственен за развитие электронного правительства, с кем могут сотрудничать независимые эксперты, которые готовы помочь госорганам в развитии электронных сервисов.

Эксперты института BIPART Дмитрий Маркушевский и Наталья Рябова познакомили журналистов с технологией блокчейн — прозрачной распределенной базой данных без единого центра, которая содержит информацию обо всех транз­акциях участников системы. В наших условиях блокчейн может содержать сведения о взаимодействиях в электронном виде граждан и госорганов. Главным в этой технологии является то, что она автономна, основана на консенсусе и удешевляет процедуры.

В условиях Беларуси, считают эксперты, технология блокчейн может применяться в ходе приватизации государственного имущества, при фиксации контракта между покупателем и продавцом, проведении выборов и референдумов. Впрочем, признают представители BIPART, подобная технология применима только в государствах, в которых административное давление на общество и экономику минимально.

Подписка на Все
28 июня 2017
Инициатором дополнений, вызвавших реакцию белорусского МИДа, стали литовские депутаты.
28 июня 2017
Распространение печатных изданий, аудиовизуальных программ без нее запрещается
28 июня 2017
Крупные компании обратились в МВД с заявлениями на хакеров
28 июня 2017
Всего Минпром выведет на него 69 гражданских машин
28 июня 2017
Они будут действовать до 31 января 2018 года.

Страницы