Сентябрь 23, 2017
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Правительство намерено перевести товарные и товарно­-транспортные накладные в электронный формат, однако деловое сообщество опасается, что реформа приведет к резкому росту расходов бизнеса.

Перевод накладных в «цифру» запланирован в рамках создания национальной системы прослеживаемости. Электронный документооборот станет обязательным для перечня товаров, который позже определит Совмин. Такие нормы содержит подготовленный проект указа, текстом которого располагает «БР».

Предполагается, что после вступления документа в силу субъекты хозяйствования, занимающиеся производством и реализацией вошедших в перечень товаров, должны будут провести у себя их инвентаризацию и предоставить сведения об остатках в налоговые органы. То же требование будет касаться каждого нового вида товаров после его включения в специальный список.

Передавать сведения в налоговую придется и в случае импорта с территории государств — членов ЕАЭС. При этом необходимо осуществлять раздельный учет товаров, вошедших и не вошедших в перечень.

Тем, кто осмелится работать без электронных накладных, грозит штраф в размере от 30 до 80 базовых величин с конфискацией продукции и выручки.

Во сколько обойдется электронная накладная?

Обмен электронными накладными будет осуществляться через операторов электронного документооборота (EDI-провайдеров). Операторов обяжут делиться сведениями с МНС, Государственным таможенным комитетом, а также с компетентными органами ЕАЭС. Если взаимодействие с госорганами предполагается на безвозмездной основе, то субъектам хозяйствования за пользование новой системой придется заплатить.

Как отмечается в обосновании указа, поскольку бюджет не выделяет средств на создание системы слежения, пользование ею организациями и предпринимателями возможно только на возмездной основе. В качестве ориентира будущих расходов МНС приводит нынешние цены на получение сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи. Стоимость его регистрации с выдачей носителя на два года составляет 78,74 руб. Получение легитимного GLN-номера для головного офиса на один год обходится в 90 руб., продление статуса зарегистрированного пользователя и права использования GLN на год — в 45 руб.

Стоимость минимального пакета услуг EDI-провайдера сейчас составляет 12 руб. За создание и передачу каждой электронной накладной ТТН-1 отдельно взимается от 0,2 до 0,32 руб., ТН-2 — от 0,1 до 0,16 руб.

По мнению налоговиков, подобные расходы не являются критичными для бизнеса. В обоснование этого тезиса МНС приводит стоимость бланков строгой отчетности, которые предприятия и ИП покупают у «Белпочты». Так, бумажный комплект ТТН-1 обходится в 0,15—0,34 руб. (с НДС), ТН-2 — в 0,16—0,17 руб. (с НДС).

Зависит от того, как посчитать

Иного мнения придерживаются в Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. C. Кунявского (БСПН). «Одно дело, если это будет касаться крупных игроков в сфере внешнеэкономической деятельности, и совершенно другое — если под действие вводимой системы подпадут микро-, малые и средние организации и индивидуальные предприниматели. Пока очевидно следующее, что затратная часть у субъектов хозяйствования увеличивается, что влечет за собой рост цены и снижение конкурентоспособности. А это в целом противоречит требованиям указа № 78, в котором поставлены задачи снижения на 25 % общей себестоимости продукции», — отмечается в аналитической записке союза, направленной на адрес МАРТ.

Поскольку электронные накладные предполагают введение широкого спектра данных, а также дополнительное сервисное обслуживание компьютерной техники, следует ожидать увеличения расходов организаций на оплату труда персонала, полагают в БСПН.

Электронные накладные уже оборачиваются в стране в добровольном порядке, однако цены на них монопольно высоки. По сути, эту услугу оказывает один
EDI-провайдер, второй только создается. Быстро наполнить рынок операторами не удастся: только на создание программного продукта и его отладку требуется около года, полагает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

Опять исподтишка

Бизнес-союзы возмущены кулуарной подготовкой документа. Проект указа разработан согласно поручению премьер-министра Андрея Кобякова от 19 мая. При этом идея создания национальных систем отслеживания товаров была инициирована Евразийской экономической комиссией еще в 2016 году (см. «БР», № 23 от 17 июня).

Ни ЕЭК, ни белорусское правительство толком не привлекали деловое сообщество к обсуждению инициативы. МНС, как основной разработчик проекта, не сочло нужным рассмотреть его на заседании общественно-консультативного совета, а в союзы документ попал через Совет по развитию предпринимательства и МАРТ.

«Отсутствует самый главный элемент в предоставленных проектах НПА — это перечень товаров, которые будут попадать под действие предполагаемой системы прослеживания, что не дает возможности оценить масштабы обязательного охвата субъектов хозяйствования, а соответственно, и предполагаемых расходов», — отмечается в аналитической записке БСПН.

Главное — не спешить

По неофициальной информации, за скорейшую разработку систем прослеживания странами ЕАЭС выступает Россия, которая таким образом пытается исключить попадание на свою территорию санкционной продукции.

Представители белорусских бизнес-союзов в принципе не против развития электронного документооборота, однако спешки категорически не приемлют. Деловое сообщество выступает за прозрачность процесса и предметное обсуждение всех составляющих реформы, в том числе за демонополизацию рынка услуг EDI-провайдеров и определение их ответственности в случае возможной утечки подробной информации о товаропотоках компаний.

От чиновников также ждут реализации заявленного ранее принципа «ввод одной административной процедуры равен исключению двух». Раз уж вводится более совершенный механизм контроля, тогда пусть будет отменена маркировка товаров и необходимость документально подтверждать уплату НДС в стране, в которую экспортируется товар.

 

Материал опубликован в номере 35 газеты "Белорусы и рынок" от 23 сентября 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на электронные накладные + МНС + Беларусь + БПСН
14 сентября 2018
Министерство по налогам и сборам намерено продолжить налоговую реформу для снижения нагрузки на плательщиков.
08 сентября 2018
Министерство по налогам и сборам принимает предложения по упрощению порядка ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.
28 августа 2018
Министерство по налогам и сборам проинформировало коммерческие банки о создании информационной базы данных о доходах граждан и пригласило кредитные организации приступить к ее тестированию.
31 июля 2018
Закон «Об инвестиционных фондах» вступил в силу 23 июля. Эксперты прогнозируют, что инвестфонды предоставят новые возможности для инвестиций и привлекут дополнительные ресурсы в экономику.
27 июля 2018
Их будет рассматривать китайская CITIC Group

Страницы