Февраль 08, 2016

— Кого мы принимаем на работу? Если говорить о специалисте по международным перевозкам, то нас интересует в первую очередь опыт работы, связанной с логистикой, транспортом, ВЭД. Затем обращаем внимание на личностные качества соискателя: энергичность, целеустремленность, ответственность, организованность, готовность к самообучению и повышению квалификации, развитые коммуникативные навыки. Само собой, на знание иностранных языков. По умолчанию — английский, кроме того, желательно, чтобы специалист владел и другими языками.

Высоко ценятся профессионалы в какой-либо узкой сфере, например в перевозке негабаритных грузов. В целом же ценность представляют не отдельные компетенции, а совокупность нескольких необходимых умений и навыков, в частности инженерный склад ума. В совокупности с навыками эффективной коммуникации это помогает системно подходить к решению сложных логистических задач, объяснять клиенту все выгоды и риски тех или иных действий. Еще раз подчеркну: важно владение иностранными языками, а также знание законодательства.

Какой именно вуз окончил соискатель, как правило, не имеет значения. Кстати, некоторые наши сотрудники еще учатся — заочно. На мой взгляд, это хорошее решение: осознанно выбирать специальность, уже работая в отрасли, — теория подкрепляется и дополняется практикой, в результате сотрудник становится профессионалом своего дела.

Сегодня мы склоняемся к тому, что целесообразнее найти человека с определенным набором качеств и самим научить его всему, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности. Тем более что выпускники вузов радуют редко. Иногда спрашиваю кандидатов, как рассчитать объем полуприцепа (параллелепипед), и зачастую молодые «специалисты» не знают, как это сделать! Некоторым, на мой взгляд, не хватает трезвой оценки своих знаний и навыков. Впрочем, мне очень импонирует энергичность молодых. Хуже всего, когда приходят выпускники с потухшими глазами.

Увы, идеального кандидата найти трудно. Даже в кризис на хороших специалистов высокий спрос. Профессионалы редко появляются в «свободном доступе», поскольку, как правило, работодатели стремятся их удержать.

Понятно, что из кандидатов мы выбираем тех, кто кажется нам наиболее ответственным. Такое требование, как знание английского языка, можно не упоминать: в международном бизнесе оно подразумевается по умолчанию. Что касается непосредственно логистики, то ее отличает повышенная значимость опыта работы по конкретным специальностям: автомобильные перевозки — совсем не то же самое, что авиационные, разные грузы — разные решения и т. п. Требования к продавцам услуг логистической компании обычные: умение убеждать людей, грамотная речь и др.

Думаю, в нашей стране уровень логистического образования довольно высок. Правда, выпускникам не хватает практики.

Мы охотно берем студентов-логистов к себе на практику, это расширяет наши возможности выбора. С молодыми кадрами проводим тренинги, в том числе в зарубежных офисах в Вильнюсе и Варшаве. Постепенно студенты накапливают необходимый для современного специалиста опыт.

Важно, чтобы выпускник был амбициозен, целеустремлен, а вот аморфный человек, который живет от зарплаты до зарплаты, — это очень плохой работник.

Принимаем на работу и состоявшихся специалистов с высоким уровнем подготовки. Благодаря логистическим компаниям, которые пришли на рынок два десятилетия назад, профессионалы в стране есть. Такая внутренняя ротация кадров не только не обедняет отрасль, но и ускоряет ее развитие.

Впрочем, немало кандидатов мы отсеиваем. В среднем сотрудника на оперативную работу мы находим после двадцати собеседований. Это не значит, что кандидаты плохи, — просто только один из двадцати соискателей подходит идеально.

Какие требования предъявляем к кандидатам? Если это специалист с опытом, я хотел бы услышать от него новые идеи. Даем такому человеку два месяца, в течение которых он должен вникнуть в бизнес-процессы компании, критически проанализировать и предложить способы их усовершенствования.

Если претендент интересен нам как человек, но недостаточно глубоко владеет специальной информацией (транспорт, логистика, ВЭД), мы рассматриваем его в качестве стажера или новичка.

Впрочем, на мой взгляд, есть вещи, которые логист должен знать обязательно. Прежде всего это Инкотермс (международная система торговых терминов). Много не наработаешь и без знания иностранного языка, иначе невозможно обсуждать коммерческие вопросы. Третий критерий — знание математики: специалист должен быстро ориентироваться в цифрах. Кандидатам с опытом и без него я задаю математические задачи для учеников 6-го класса. Девять из десяти соискателей не могут их решить.

К сожалению, я очень редко встречал людей, которые после окончания экономического вуза хорошо разбирались в ситуации на внутреннем и внешних рынках. Поэтому профессиональные знания сотрудника-новичка не являются критерием отбора. Обычно таких людей приходится учить с нуля. Если я вижу человека, готового учиться и развиваться, то профессиональные компетенции отходят на второй план.

За десять лет работы нашей компании только три кандидата полностью соответствовали необходимым требованиям. Впрочем, на стопроцентное попадание нельзя рассчитывать ни в одной сфере. Мы ищем максимальное приближение к идеалу, а потом доучиваем. Главное, чтобы человек был к этому готов и не перегорел.

Должен сказать, что уровень практических знаний выпускников вузов и адаптации к нынешним реалиям очень низки. Есть пожелание нашим вузам: надо учить студентов мыслить по-предпринимательски. Кругозор выпускников не позволяет им ориентироваться в окружающей действительности. Большинство людей мыслит шаблонами, уход от шаблона для них — катастрофа, а это несовместимо с эффективной логистикой.

Подписка на Все
20 сентября 2018
"Белоруснефть" по итогам 2018 года планирует выйти на рекордный уровень добычи нефти и газа в России.
20 сентября 2018
Глава компании Alibaba Джека Ма отменил план создания 1 млн рабочих мест в США. По его словам, реализация этого плана в нынешних условиях «невозможна».
20 сентября 2018
Доллар и евро на торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже 20 сентября подешевели, российский рубль подорожал.
20 сентября 2018
Концерн "Белнефтехим" продолжит реализацию сдержанной политики повышения розничных цен на автотопливо на внутреннем рынке.
20 сентября 2018
Вместо центра для решения множества проблем, возникающих у хозяев и нанимателей жилья, служба 115 превратилась в свисток для выпуска гневного пара.
20 сентября 2018
При правильном подходе отечественные мебельщики могут кратно увеличить объемы производства и экспорта.

Страницы