Декабрь 02, 2013
Татьяна КАЛИНОВСКАЯ

Распоряжение Кабинета министров Украины о приостановке евроинтеграции было вызвано аналитической запиской, подготовленной для правительства ведущими учеными Национальной академии наук Украины. Записка называется "Интеграционные риски Украины" и состоит из пяти разделов, в которых анализируются экономические итоги обоих векторов интеграции, заявляют источники в правительстве Украины.

По мнению ученых, зона свободной торговли с ЕС добавит к ВВП Украины 1%. Экспорт в 2014 году увеличится на 1,5 млрд. USD: на 1 млрд. USD - товаров, на 0,5 млрд. USD- услуг. По поводу экспорта в ЕС украинских продуктов питания, который уже сегодня составляет 7 млрд. EUR, ученые сделали вывод, что в первый год после подписания ассоциации он не увеличится, так как значительная часть продуктов питания в Украине не соответствует стандартам ЕС.

По мнению ученых, значительно пострадают грузоперевозки, так как 80% перевозок формируется между ЕС и странами ТС. Возможно, перевозчики будут искать другие маршруты. По мнению ученых, отмена или уменьшение таможенной пошлины на автомобили, которая должна произойти через 10 (!) лет, сократит количество занятых в этом секторе.

В результате мер по энергосбережению, которые предусматривает соглашение об ассоциации, расходы украинских компаний составят 14,6 млрд. EUR в год, а экономия - 5 млрд. EUR, и только через 6 лет меры по энергосбережению сэкономят больше, чем придется вложить средств.

Еще 156,3 млрд. EUR придется потратить на переход к евростандартам в тех отраслях, которые пока не соответствуют стандартам ЕС. Треть этой суммы займет переход к экологическим стандартам, например, установка современных очистных сооружений на предприятиях Украины, две трети - переход на техрегламенты ЕС. Эту сумму эксперты вычислили, проанализировав, сколько потратили на переход к евростандартам Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. В целом эти четыре страны с населением 65 млн. человек потратили 149 млрд. EUR, считают ученые. Эксперты подсчитали, что в 2013-2017 годах наступит пик этих расходов - 15-20 млрд. USD ежегодно. "Поиск ресурсов для этого становится самой актуальной проблемой", - говорится в документе.

При этом подписание соглашения с ЕС отберет у Украины льготы в зоне свободной торговли с СНГ. "Речь не идет о дискриминации украинских товаров, речь идет о том, что мы поставим тогда для украинских товаров режим наибольшего благоприятствования, как со всеми странами мира, но будем вынуждены закрыть льготные режимы в рамках ЗСТ с Украиной", - заявил президент России Владимир Путин.

По мнению ученых, эти меры отнимут у украинского ВВП ровно столько, сколько прибудет от зоны свободной торговли с ЕС, - 1%. Наибольшие потери в результате понесут машиностроение, пищевая, легкая и химическая промышленности. По минимальному сценарию, они оцениваются в 4,6 млрд. USD. В случае вхождения Украины в ЕЭП ученые не считают, что страна получит от России скидку на газ.

Но эффект от развития кооперационных связей они оценивают в 1,1 млрд. USD в год.

Между тем экономические проблемы Украины остры как никогда, а практически через год там должны состояться президентские выборы, в которых В. Янукович, безусловно, будет участвовать. Но сегодня ему нечем похвастаться перед избирателями. Долг Украины, включая гарантированные государством долги госкорпораций, составил 70 млрд. USD.

В следующем году надо выплатить долгов на 8 млрд. USD, из них 3,7 млрд. - МВФ. Золотовалютных резервов осталось на полтора месяца, и от падения украинскую гривну спасет только новый кредит МВФ. Но фонд отказывается его предоставлять, требуя от правительства повышения цен на газ для населения и структурных реформ. Однако В. Янукович заявил, что на ухудшение положения населения он не пойдет (выборы-то совсем скоро).

В результате украинская власть сама создала тупиковую ситуацию, затормозив структурные реформы, особенно в бюджетном секторе, задолжав МВФ, взвалив на украинские компании бремя расходов по евроинтеграции без создания благоприятного инвестклимата.

"Надо быть честным: ЕС не даст Украине требуемую сумму. И дело не только в том, что Евросоюз не имеет лишних денег. На что пойдут эти деньги, даже если ЕС выделит их часть? Формально за их счет должна быть проведена модернизация украинских предприятий, ведь именно их техническая отсталость и является основной причиной приостановки процесса евроинтеграции. Но подавляющая доля промышленных мощностей страны уже приватизирована. Выходит, украинские чиновники призывают ЕС безвозмездно помочь деньгами собственникам украинских заводов! И хотя часть предприятий все еще остается в госсобственности, ЕС не горит желанием модернизировать компании, которые потом за бесценок скупят "придворные" олигархи.

Основной массив средств должен поступить традиционным способом - от прямых иностранных инвестиций и кредитов. Говорить о реальности такого сценария всерьез сейчас вряд ли можно.

Без радикальных реформ в сфере защиты прав собственности ожидать ускорения притока капитала в страну не стоит", - пишет корреспондент украинского "Коммерсанта" Юрий Панченко. К тому же четыре центральноевропейские страны тратили помощь ЕС на инфраструктурные и экологические проекты, а не на модернизацию частных предприятий.

Таким образом, давление со стороны России стало не единственной причиной свертывания курса на евроинтеграцию. Внутренние проблемы украинской экономики и нежелание властей Украины продолжать структурные реформы для достижения европейских стандартов являются значительно более весомым аргументом при принятии этого решения.

В. Янукович сделал выбор в пользу белорусского варианта, который поможет ему сохранить в своих руках власть и после выборов 2015 года.

Подписка на Все
19 июля 2018
Город Брест и его средняя футбольная команда «Динамо­Брест» вырываются в элиту мирового футбола. Футбольный клуб возглавил легендарный Диего Марадона, а в пригороде областного центра будет построен многофункциональный стадион на 30 тыс. мест.
19 июля 2018
Потенциально его можно добывать в Столбцовском районе.
19 июля 2018
Речь идет о технологиях  3-D Secure, Verified by Visa, Mastercard SecureCode и «Интернет Пароль». 
19 июля 2018
Нынешняя пятилетняя программа развития логистики значительно уступает предыдущей и по наполнению, и по информационному сопровождению. Деловая общественность почти ничего не знает о промежуточных результатах исполнения документа.
19 июля 2018
Министр иностранных дел Владимир Макей находится с визитом в Риге.

Страницы