Декабрь 15, 2008

От двери до двери

Ирина КРЫЛОВИЧ

В настоящее время свыше 90% внешнеторгового оборота ЕС и приблизительно 43% внутренней торговли Евросоюза обеспечивается за счет морского транспорта. В портах ЕС загружается и выгружается более одного миллиарда тонн грузов в год. Морские компании, принадлежащие гражданам ЕС, контролируют одну треть мирового флота, и приблизительно 40% товаров, произведенных в ЕС, перевозится на судах, контролируемых компаниями ЕС.

Для Турции, стремящейся в ЕС и обладающей благодаря своему географическому положению значительным потенциалом в области морской торговли, это открывает новые перспективы в области глобализации. Так как в контексте соединений между панъевропейскими транспортными коридорами и Центральной Азией роль Турции, являющейся одной из важнейших стран ОЧЭС (Организация Черноморского экономического сотрудничества) и в Средиземноморском бассейне, возрастает как в направлении восток - запад, так и в направлении север - юг.

Пытаясь стать активным участником европейских проектов по развитию "морских автомагистралей" и интермодальных перевозок, правительство Турции выдвинуло вопросы транспорта и логистики в качестве одного из наиболее важных стратегических приоритетов.

Сегодня рынок логистических услуг Турции оценивается в 10 млрд. USD, но, по мнению правительства, потенциальные возможности отрасли составляют порядка 30 млрд. USD. Для реализации данного потенциала была принята концепция развития логистики в Турции. Одно из основных ее положений предусматривает превращение главных морских портов Турции в крупные логистические центры.

Об этом, в частности, заявил госминистр Турции Куршад Тузмен на открытии первого международного логистического форума Global Trends in International Trade and Logistics, который прошел в октябре в турецком Мерсине. По его словам, центры международной торговли сегодня перемещаются от Атлантики к Азии и улучшение логистических возможностей Турции, которая могла бы предоставить европейским компаниям альтернативные маршруты для транспортировки товаров по более конкурентоспособным ценам, является самым важным приоритетом страны в стратегии внешней торговли.

С другой стороны, отметил К. Тузмен, центральноазиатские страны, у которых нет связи с морем, также стремятся на европейские рынки. Поиск новых альтернативных маршрутов представляет для Турции отличную экономическую перспективу по возрождению исторического Шелкового пути с учетом того, что, по прогнозам, в ближайшие 30 лет объем контейнерных перевозок увеличится в мире в 8 раз. В этом смысле он отметил преимущества Турции, имеющей три порта, способных принимать крупнотоннажные суда класса post-panamax, среди которых госминистр назвал и порт Мерсина.

Расположенный на юго-восточном побережье Турции Мерсин, который планируется превратить в один из крупнейших логистических центров, по мнению правительства Турции, должен усилить позиции страны в средиземноморском коридоре (на него приходится около 25% мирового оборота контейнерных перевозок).

По итогам 2007 г. порт переработал 17 млн. тонн грузов, 800 тыс. TEU, он располагает 28 причалами общей длиной 5 тыс. м, а общая площадь порта составляет порядка 1 млн. кв. м. Концепция развития порта предполагает значительно нарастить возможности по обработке контейнеров, доведя ее до 1 млн. TEU к 2010 году и до 4 млн. TEU - к 2030-му.

Для привлечения инвестиций в развитие порта в прошлом году он был приватизирован, и в настоящее время управляется консорциумом PSA & AkfenMIP. Для создания более привлекательных условий по растаможке и обработке грузов в Мерсинском порту создана свободная экономическая зона, которая располагается на площади около 800 тыс. кв. м, имеет собственный пирс, складские помещения, в том числе холодильные склады.

Однако развитие порта - не единственное направление деятельности правительства Турции и местных властей Мерсина по превращению города в крупнейший логистический центр. Все более популярными в мире и в Европе становятся интермодальные перевозки (несколькими видами транспорта) по принципу от "двери до двери", поэтому Турция намерена приложить усилия для развития такого рода услуг.

Интермодальные перевозки требуют эффективных транспортных систем, включая железные и автомобильные дороги, аэропорты, морские порты, внутренние контейнерные склады и терминалы для обработки контейнерных грузов.

Поэтому, как рассказал Куршад Тузмен, порт Мерсина планируется соединить с железнодорожной сетью Турции, с тем чтобы обеспечить непрерывную железнодорожную связь между Европой и Азией в направлении Ирана, Сирии и далее в Китай. Планируется развивать автотранспортные магистрали, а также принято решение о строительстве аэропорта в Мерсине, который будет связан воздушным сообщением со всеми крупными городами Турции.

При осуществлении современных перевозок важными также являются институциональные преобразования, которые позволили бы осуществлять услуги быстро, качественно и по конкурентоспособным ценам. В связи с этим наиболее дискуссионными темами, которые обсуждались на логистическом форуме в Мерсине, стали вопросы снижения таможенных пошлин и времени обработки грузов, тарифов на перевозки, налоговых послаблений и проч.

Также отмечалось, что правительство решительно настроено создать условия для привлечения иностранных инвестиций в развитие логистической инфраструктуры, а также в другие основные направления будущего развития региона, среди которых наиболее важными являются сельское хозяйство и туризм.

Было также объявлено, что ввиду важности темы для экономики страны международный логистический форум в Мерсине станет ежегодным.

Подписка на Все
03 марта 2021
Западные страны готовы делать все, чтобы оторвать Беларусь от РФ, заявил посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев.
02 марта 2021
С 2001 по 2019 год Беларусь потеряла 9,3 % лесного покрова — 845 тыс. гектаров. Таковы пугающие данные из последнего доклада Global Forest Watch. Правда ли, что наши леса нещадно вырубаются, и грозит ли ныне живущим белорусам увидеть исчезновение зеленых рощ, попыталась разобраться газета «Белорусы и рынок».
02 марта 2021
Суд признал виновными врача и журналистку по делу о «ноль промилле» у погибшего Романа Бондаренко.
02 марта 2021
Компания Mark Formelle представила уникальную для Беларуси капсульную коллекцию одежды Save the planet.
02 марта 2021
Александр Лукашенко утверждает, что никакого трансфера власти в республике быть не может.
02 марта 2021
Александр Лукашенко заявил, что не обсуждал на февральской встрече с президентом РФ Владимиром Путиным выделение Минску нового кредита, как и тему трансфера власти в республике.

Страницы