Сентябрь 25, 2017
директор и сопредседатель БПСН имени профессора М. С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ

В последнее время белорусский бизнес столкнулся с еще одной проблемой, имя которой — потребительский экстремизм. В белорусском законодательстве такого термина нет, однако это явление стремительно набирает обороты.

Ничего не нарушая и оставаясь в рамках действующего законодательства, потребители — физические лица все чаще используют предоставленное им право защищать свои интересы для получения дополнительных благ за счет продавцов товаров, работ, услуг. Уже стало «доброй» традицией купить вещь, попользоваться ею и отдать обратно, несмотря на то что она была качественной и не содержала никаких изъянов, ухудшающих ее потребительские свойства.

Практика показывает, что потребители злоупотребляют даже при индивидуальных заказах, например, мебели. Человек заключает договор, желая приобрести вещь определенного цвета, размера и дизайна. У нас не принято вносить предоплату за такие заказы, а если она вносится, то речь идет о небольших суммах. Поэтому потребителю совсем нетрудно спустя некоторое время взять и передумать забирать заказанную продукцию. Например, он купил обои другого цвета, и теперь заказанная мебель не вписывается в интерьер. То, что мебель уже изготовлена и производитель затратил на нее определенные средства, потребителя-экстремиста, конечно же, не беспокоит. Более того, известны случаи, когда покупатель умудрялся и деньги за якобы некачественный товар вернуть, и товар себе оставить.

Потребителям, то есть населению, законодательство предоставляет огромные права на отстаивание своих интересов. Собственно говоря, в нем и находится источник проблем: белорусское законодательство о правах потребителей содержит некоторые перегибы. Это, конечно, правильно, что наша социально-экономическая политика ориентирована на человека, что повышение его благосостояния ставится во главу угла, но нельзя же повышать благосостояние одних за счет других.

По действующему законодательству, потребитель — физическое лицо, отстаивая собственные интересы, вправе без уплаты государственной пошлины обращаться в суд. Более того, физлицо может сделать это, не поставив в известность производителя чем-то не устроившей его продукции. Причем оплатить исследование качества спорного товара все равно придется продавцу. Как правило, «пострадавшая сторона» выставляет еще и сумму за нанесение морального ущерба, размер которой вовсе ничем не аргументируется.

На наш взгляд, злоупотребляют предоставленными законодательством правами и общества защиты прав потребителей. Предприниматели рассказывают о случаях шантажа со стороны таких организаций: мол, либо вы заключаете с нами договор об информационном обслуживании или принимаете участие в наших семинарах, либо мы придем к вам и непременно что-то у вас найдем.

Мы считаем, что для исключения случаев потребительского экстремизма нужно внести изменения в закон о правах потребителей. Во-первых, в нем следует прописать обязанность потребителя обращаться в первую очередь к субъекту хозяйствования, продавшему «проблемный» товар. Во-вторых, вменить в обязанность потребителя оплату судебных расходов и экспертизы качества в том случае, если суд не удовлетворил его претензии и не нашел в товаре никаких изъянов. Такой подход позволит защитить интересы потребителя, когда это действительно необходимо, а также повысить его ответственность при принятии решения об обращении в суд.

Полагаю, детальное изучение законодательства о правах потребителей поможет выявить и другие болевые точки, а также компромиссные пути между интересами покупателя и продавца.

Подписка на потребительский экстремизм + ритейл
17 июля 2018
Он находится рядом с  микрорайоном Малиновка.
10 июля 2018
Он разместится в Чижовке.
18 июня 2018
Разрешенная доля торговой сети не будет увеличена с нынешних 20 % до 35 %. Такое решение в среду, 13 марта, принял общественно­консультативный совет при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
13 июня 2018
На заседании общественно-консультативного совета при министерстве рассматривалось предложение Евроопта.
11 июня 2018
​Если мы пойдем по пути расширения крупных торговых сетей, то можно считать, что риторика о развитии малого и среднего предпринимательства является обманной и не соответствует реальной государственной политике.

Страницы