Август 06, 2018
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Новый Налоговый кодекс принес неприятные сюрпризы на финальном этапе согласования.

Об изменениях налогового законодательства говорили 2 августа на 82-м заседании Республиканского клуба директоров (РКД), организованного Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН).

Разочарование сезона. В следующем году снижения имущественных налогов не будет, несмотря на то что на уровне двух рабочих групп, вовлеченных в подготовку Налогового кодекса, была достигнута договоренность об уменьшении повышающих коэффициентов к налогам на землю и на недвижимость с нынешних 2,5 до 1,5—2. В ходе недавнего обсуждения в Совмине против снижения налогов выступили облисполкомы. Об этом на заседании РКД сообщил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

Ограничение коэффициента до 1,5 для компаний обрабатывающей промышленности означало бы выпадение 400 млн руб. из доходов местных бюджетов. «Облисполкомы заявили, что могут поддержать подход, только если эти суммы будут компенсированы из республиканского бюджета.

Однако мы не можем в следующем году мобилизировать такие суммы», — пояснил представитель Минфина.

Власти готовы начать снижать верхний порог коэффициента только с 2020 года и лишь на 0,1 ежегодно, то есть до 2,4 в 2020-м, 2,3 в 2021-м и т. д. Такая проволочка категорически не устраивает деловую общественность, поскольку имущественные налоги превратились по сути в налоги на инвестиции и сейчас серьезно мешают притоку капитала в производственные и другие проекты.

«За пять лет темп роста имущественных налогов превысил темп роста себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в 2,1 раза, в том числе по земельному налогу — в 2,2 раза, по налогу на недвижимость — в 1,96 раза», — констатировала сопредседатель и директор БСПН Жанна Тарасевич.

По оценкам бизнес-объединения, удельный вес имущественных налогов в себестоимости продукции (работ, услуг) за рассматриваемый период увеличился в 2,1 раза. Сказались привязка кадастровой стоимости земель к доллару на фоне девальваций прежних лет, индексация рублевых ставок на уровень инфляции, а также увеличение с 2 до 2,5 верхнего порога коэффициента с 2015 года.

Снова контроль цен. Еще одним неприятным сюрпризом может стать появление в Налоговом кодексе новой главы о трансфертном ценообразовании. В прош­лом году деловое сообщество добилось ее исключения из проекта НК, однако сейчас, лишь несколько скорректировав прежние формулировки, налоговики вновь лоббируют ее принятие.

МНС хочет контролировать ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами и с недвижимостью (см. «БР», № 43 за 2017 год). Министерство ссылается на мировую практику, позволяющую бороться с минимизацией налогов, однако представители деловой общественности полагают, что вводить новые нормы трансфертного ценообразования в отечественное законодательство следует крайне осторожно. Так, по мнению председателя Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александра Калинина, нет смысла ужесточать контроль за сделками между взаимозависимыми лицами, поскольку страна еще не смогла окончательно победить инфляцию, и, как показывает опыт прежних лет, попытки регулировать цены в ручном режиме лишь подстегивают их рост.

«В случае принятия главы появится группа риска — это субъекты товаропроводящих сетей», — полагает советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова.

Проблема в том, что вся товаропроводящая сеть отечественных производителей за рубежом получает обязанность дополнительно контролировать себя, готовить соответствующую отчетность и экономическое обоснование цен. В представленных МНС предложениях заложены ограничения, которые значительно сужают возможности субъектов хозяйствования развивать ТПС, что может серьезно усложнить жизнь экспортерам.

Некоторые участники РКД даже заподозрили, что темой трансфертного ценообразования МНС пробует обеспечить себе занятость. Это приличный фронт работы, который компенсирует контролерам выпадающие объемы на фоне сокращения налогового администрирования по другим направлениям.

Вот вам и упрощение. При этом наиболее бурные дебаты в РКД вызвали планы властей обязать бизнес подавать новый вид отчетности. Согласно п. 8 ст. 216 проекта Налогового кодекса, уже в следующем году у организаций и индивидуальных предпринимателей может появиться обязанность ежеквартально предоставлять в налоговые органы сведения о доходах своих работников.

Норму хотят ввести в Налоговый кодекс, чтобы дать ход указу № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий», принятому еще в 2016 году. По задумке авторов, автоматизация учета данных о доходах позволит оперативно определять лиц, нуждающихся в оказании государственной поддержки для оплаты услуг коммунальников.

По признанию заместителя министра по налогам и сборам Эллы Селицкой, МНС не оценивало, во сколько новый вид администрирования обойдется бизнесу. Представительница министерства лишь предположила, что расходы «будут необременительными» — предприниматели в России уже подают такие сведения.

Иного мнения придерживаются представители деловой общественности. Под новый вид отчетности придется разрабатывать новое программное обеспечение. К тому же быстро внедрить такой софт не удастся, и на начальном этапе сведения придется обрабатывать и предоставлять буквально в ручном режиме. Особенно трудно придется бухгалтерам крупных компаний и банков (последние будут должны предоставлять данные о большом количестве вкладчиков). Реальные расходы на администрирование нового вида отчетности могут измеряться десятками миллионов долларов.

«Представители Всемирного банка приходят ко мне и спрашивают: «Как у вас, Толик, дела»? Что я должен им ответить», — эмоционально отреагировал председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович, напомнив налоговикам о рейтинге Всемирного банка Doing Business. По субиндексу «налогообложение» наша страна занимает далеко не лучшую позицию.

Не проще ли доработать базу ФСЗН, в которую можно было бы вносить новые данные, чем создавать новую для налоговиков, предположила глава БСПН Жанна Тарасевич.

Борьба за компромисс. Для доработки проекта Налогового кодекса остался примерно месяц, так что отстаивать наиболее принципиальные моменты бизнес-союзам придется в авральном режиме. Деловой истеблишмент окрестил разработанный документ кодексом компромиссов (все-таки в него вошло немало норм, облегчающих жизнь субъектам хозяйствования). В союзах надеются, что кодекс таковым останется, и рассчитывают на уступки со стороны чиновников.

Tags: 

Подписка на налоги
02 августа 2018
Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции.
31 июля 2018
Особый порядок уплаты НДС для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на оптовых рынках стран ЕАЭС, может появиться в Беларуси.
23 июля 2018
Речь идет о доходах полученных от размещения белорусских ценных бумаг.
07 июля 2018
Проект нового Налогового кодекса, работа над которым практически завершена, не вобрал серьезных изменений для действующей системы. Настоящую реформу обещают провести лишь через три года.

Страницы