Февраль 07, 2018
Александра ВОТКОВИЧ

Впервые за последние годы налоговые новации установлены указом (от 25.01.2018 № 29) напрямую, а не законом о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. В их числе как традиционные (индексация налоговых ставок), так и совершенно новые для отечественного плательщика нормы.

Подоходный налог: индексация чуть выше прогнозируемой инфляции

Среди традиционных изменений можно отметить индексацию, то есть увеличение льгот и вычетов по подоходному налогу на 10 %, что выше прогнозного уровня инфляции. Доходы, которые не относятся к получаемым за выполнение трудовых обязанностей, в том числе материальная помощь, призы и подарки, в прош­лом году не облагались подоходным налогом, если их сумма за год не превысила 1678 руб. На 2018-й установлен порог в 1847 руб.

На те же 10 % увеличены стандартные и социальный вычеты, а также предел месячного дохода для стандартного вычета. В минувшем году он равнялся 563 руб., а в нынешнем — 620 руб.

Поскольку указ № 29 вступил в силу 1 января, в отношении стандартных вычетов бухгалтерам придется сделать перерасчет, поскольку в январе они использовали прошлогодние вычеты. Иными словами, в феврале налогоплательщики получат больше, правда, совсем ненамного, поскольку эти вычеты по-прежнему весьма незначительны. В 2017 году стандартный вычет составлял 93 руб., в 2018-м — 102 руб., вычет на ребенка — соответственно 27 и 30 руб.

Научные круги не раз предлагали увеличить стандартный вычет до размера бюджета прожиточного минимума. В ряде государств установлен не облагаемый подоходным налогом предел дохода — данная мера позволяет хоть немного облегчить жизнь бедных слоев населения. В Беларуси же предпочитают заниматься «тунеядцами».

НДС: отсрочка и отгрузка остаются, ЭСЧФ станет чуть проще

После того как вступила в силу норма об уплате НДС только по мере отгрузки, бизнес-союзы постоянно предлагают вернуть предприятиям возможность выбирать вариант признания выручки по отгрузке или по оплате. Деловые круги обоснованно считают, что по сути авансовые платежи в казну наносят ущерб финансовому состоянию субъектов хозяйствования. Увы, пока их мнение остается за кадром: интересы бюджета превалируют.

В конце прошлого — начале нынешнего года многие плательщики НДС с нетерпением ждали, какой выбор сделают экономические власти в вопросе отсрочки вычета НДС при ввозе товаров из государств, не входящих в ЕАЭС. Предлагалось как полностью отменить ограничения, введенные указом от 26.02.2015 № 99, так и уменьшить период отсрочки вычета с 60 до 30 дней. Во втором случае предлагалось перейти к ежемесячной уплате НДС в случае превышения установленного уровня выручки. Однако все осталось по-прежнему: период отсрочки — 60 дней, ежеквартальная уплата НДС независимо от выручки.

С одной стороны, опасения государства понятны. Уменьшение отсрочки до 30 дней без всяких условий может грозить сокращением поступлений в бюджет, поскольку именно НДС давно является бесспорным лидером среди налоговых доходов казны. С другой — введение ежемесячной уплаты вызвало бы возражения многих субъектов хозяйствования, особенно в условиях и без того не самого благополучного финансового состояния предприятий. Осталось подождать, какое решение по этому вопросу будет закреплено в новом Налоговом кодексе.

В 2017 году нервы налогоплательщиков изрядно потрепал порядок выставления электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) по НДС. Во всех случаях их надо было создавать и размещать на портале, причем сроки выставления были весьма жесткими: сначала до 5-го, затем до 10-го числа месяца, следующего за периодом совершения операции. Сейчас срок перенесен на 20-е число месяца, но только в случаях, не требующих выставления ЭСЧФ покупателю, а также при ввозе товаров на территорию нашей страны и при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на нашей территории у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах нашей страны.

Зато теперь не требуется создавать ЭСЧФ при ввозе товаров, освобождаемых от НДС, а также при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущест­венных прав, когда НДС по ним не уплачивается, но отражается в налоговой декларации. Кроме того, от обязанности составлять ЭСЧФ освобождены фермеры — производители сельхозпродукции (включая рыбоводство и пчеловодство), освобожденные от НДС.

Надо полагать, контрольная функция ЭСЧФ по-прежнему является доминирующей. Впрочем, определенная либерализация уже заметна, хотя плательщики, разу­меется, ждут от нее большего.

Налог на прибыль: единство с бухучетом и продление льгот

Можно, конечно, порадоваться и установлению единого порядка бухгалтерского и налогового учета курсовых разниц для расчета налога на прибыль. Этот вопрос всегда был головной болью для бухгалтеров.

Некоторых субъектов хозяйствования обрадует продление льготы по налогу на прибыль и налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, а также по доходам от операций с корпоративными облигациями, эмитируемыми до конца текущего года.

Имущественные налоги: месторасположение и индексация ставок

В минувшем году долго обсуждалось предложение бизнес-сообщества об отмене права местных Советов депутатов увеличивать ставки налога на недвижимость в два с половиной раза. Пока данное предложение не реализовано. Остается уповать только на новую редакцию Налогового кодекса.

Применительно к налогу на недвижимость решен воп­рос о том, как определить местонахождение объекта, если он находится на территории нескольких административно-­территориальных единиц или экономико-планировочных зон, то есть когда у субъекта хозяйствования есть головное предприятие и филиалы, представительства либо другие подразделения.

Ставки земельного налога проиндексированы, но, в отличие от льгот и вычетов по подоходному налогу, не в пользу налогоплательщика, иными словами, попросту увеличены.

Заплати за того парня

Не должно остаться незамеченным новшество, позволяющее другим лицам уплачивать налоги, сборы (пошлины) за плательщика. Причем другое лицо не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного налога. Налоговый орган обязан информировать дебитора плательщика (иного обязанного лица) о принятом им решении о взыскании налоговых платежей и пени за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица). Такая информация в качестве электронного документа должна поступить через личный кабинет плательщика.

Конечно, стоило бы порадоваться тому, что теперь можно уплатить налог за того, кто сегодня сделать этого не может, и избавить его от штрафных санкций. Однако и в данном случае есть нюансы, на которые следует обратить внимание. При установлении налоговым органом факта представления плательщиком (иным обязанным лицом) недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности взысканная им сумма такой задолженности подлежит возврату дебитору плательщика. Надо полагать, со всеми вытекающими последствиями. Похоже, в этих нюансах субъектам хозяйствования и контролирующим органам еще предстоит разобраться и оценить их на практике.

Подписка на налоги + налогообложение + подоходный налог + налог на прибыль + электронные счета-фактуры
06 августа 2018
Новый Налоговый кодекс принес неприятные сюрпризы на финальном этапе согласования.
02 августа 2018
Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции.
31 июля 2018
Особый порядок уплаты НДС для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на оптовых рынках стран ЕАЭС, может появиться в Беларуси.
23 июля 2018
Речь идет о доходах полученных от размещения белорусских ценных бумаг.
07 июля 2018
Проект нового Налогового кодекса, работа над которым практически завершена, не вобрал серьезных изменений для действующей системы. Настоящую реформу обещают провести лишь через три года.

Страницы