Май 18, 2018
Валерий Алексеев

Информационные технологии постепенно изменяют транспортно­логистическую отрасль, однако это происходит не так быстро, как ожидалось.

Уберизация откладывается

Медийный успех Uber несколько лет назад сподвигнул многие компании на создание транспортных бирж, на которых перевозчики могли бы находить клиентов, нуждающихся в доставке грузов. Ожидалось, что биржи потеснят экспедиторов, организовывающих перевозки, а стоимость доставки для потребителей заметно снизится. Реальность расставила все по местам: квалифицированные экспедиторские компании не лишились работы, а биржи стали нишевыми продуктами.

 

Сегодня выделяют два типа транспортных бирж. Первые правильнее называть тендерными площадками. Как правило, их содержат крупные логистические операторы, имеющие большой поток грузов и использующие биржевые механизмы для выбора непосредственного перевозчика. Тендерные площадки организуют и операторы среднего размера, однако они не так известны и часто являются закрытыми, внутренними инструментами.

Второй тип — собственно транспортные биржи, выступающие посредниками между отправителем груза и перевозчиками. Пока они успешно работают в основном на локальных рынках и предоставляют ограниченный набор сервисов. На рынке международных перевозок транспортные биржи практически не смогли закрепиться из-за сложного документооборота.

Кроме того, сама специфика транспортно-логистических услуг предполагает только ограниченную стандартизацию продукта: груз может отличаться весом, размером, требовать особого температурно-влажностного режима. В итоге транспортные биржи нередко представляют собой эффектную витрину экспедиторской компании. После размещения заявки специалисты уточняют детали и затем выставляют заказ на тендер среди перевозчиков.

Уберизации не поддаются негабаритные и проектные перевозки.

Интернет вещей

Фактически технологии Интернета вещей используются на транспорте и в логистике уже более десяти лет. GPS-мониторинг движения транспорта и сопутствующую телеметрию вроде датчиков расхода топлива можно назвать классическим примером подключенных устройств.

Сегодня GPS-мониторингом пользуются практически все белорусские транспортные компании. Информирование о движении груза в реальном времени стало стандартом отрасли. Отечественная группа компаний Gurtam построила вокруг своей системы дистанционного мониторинга Wialon бизнес мирового масштаба.

Предпринимаются попытки снизить стоимость такого мониторинга. Несколько лет назад в США появилась инициатива Crowd GPS. Она основана на использовании Bluetooth-меток. Начиная с четвертой версии стандарта, у Bluetooth появился режим сверхнизкого энергопотребления. Он позволяет держать беспроводные модули на смартфонах и других устройствах постоянно включенными. Если метка попадает в поле действия смартфона, то он распознает ее и получает передаваемую ею информацию. Затем специальное приложение может отправить данные о метке на сервер.

Стандартный GPS-трекер предполагает наличие модуля сотовой связи, тарифного плана у мобильного оператора и обслуживание. В Crowd GPS функцию передачи данных о положении метки берут на себя добровольцы. В теории перевозчики могут получить пусть и менее точный, зато более дешевый аналог GPS-мониторинга без абонентской платы. Правда, пока инициатива стала более-менее популярной только в США. Во многих городах этой страны обеспечивается почти 100-процентное покрытие сетью Crowd GPS. В этой сети в Минске насчитывается всего несколько десятков устройств, что исключает эффективный трекинг.

RFID-метки уже перевернули складскую логистику. Они позволили значительно сократить затраты на учет, а также подготовили почву для создания полностью автоматизированных складов.

Препятствием на пути дальнейшего прогресса является стоимость RFID-меток. Простейшие из них, работающие в пассивном режиме, стоят недорого, однако, по мере того как функциональность RFID-меток повышается, возрастает и цена, что ограничивает их применение при доставке крупных или дорогих грузов.

В начале нынешнего года IBM продемонстрировала самый маленький компьютер в мире.

Система на чипе имеет размер всего 1 мм. Цена такого микрокомпьютера составит 10 центов. В него встроены процессор с несколькими сотнями тысяч транзисторов, оперативная память SRAM, фотоприемник и блок связи, использующий светодиод для отправки информации. Дальнейшее уменьшение размеров и цены может расширить применение умных меток в транспортно-­логистической сфере.

Роботизация

Наибольшего эффекта в транспортно-­логистической сфере ожидают от беспилотных автомобилей. Разработчики таких авто уже провели несколько эффектных акций. В США стартап Otto и компания Budweiser дважды перевозили фуру пива между двумя городами. В Евросоюзе проходят демопробеги беспилотных и полуавтономных грузовиков.

Считается, что автономные грузовики могут выйти на дороги в ближайшие три-пять лет. Однако несколько недавних ДТП с летальным исходом подкрепили сомнения в безопасности нынешних технологий.

Внедрение беспилотных грузовиков решит несколько проблем отрасли, прежде всего сократит издержки на рабочую силу. Сегодня во многих странах отмечается дефицит квалифицированных водителей, что ведет к росту зарплат. Тем не менее очевидно, что беспилотники будут внедряться поэтапно. В результате их применение может оказаться ограниченным.

Сегодня грузовые робомобили могут гарантированно эффективно перевозить грузы по автомагистралям в странах с развитой инфраструктурой, однако вряд ли справятся со сложным маневрированием в закоулках какой-нибудь белорусской промзоны, возникшей в середине прошлого века. Поэтому беспилотные машины, вероятно, будут курсировать между крупными логистическими центрами, а последняя и предпоследняя мили доставки останутся за водителями. Без изменения нормативно-­правовой базы робомобили еще долго не станут «международниками».

Роботизация в логистике также пойдет в направлении автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. В данном сегменте она может принести немалую выгоду, даже если человек сохранит свое место за рулем автомашины.

Эксперименты, связанные с использованием беспилотных летательных аппаратов для доставки последней мили, продолжаются уже не первый год. Однако в последнее время энтузиазм в этом отношении поугас. Надежность такой доставки пока оставляет желать лучшего.

Большие данные, блокчейн и смарт-контракты

Технологии обработки больших данных уже активно используются в логистике. Они применяются прежде всего для прогнозирования грузопотоков. Так или иначе анализировать статистику и на ее основании строить прогнозы пытаются многие компании, как крупные, так и относительно небольшие. Далеко не всегда для этого используются алгоритмы и технологии Big Data. Кроме того, большие данные сулят хорошие перспективы инфраструктурным операторам. Например, Big Data позволяют оптимизировать движение транспорта, перевалку грузов в загруженных портах, на железнодорожных терминалах и т. п.

Довольно много игроков рынка инвестируют в проекты на основе блокчейна, в том числе в смарт-контракты, ведь они могут значительно автоматизировать прохождение документов и непосредственно исполнение контракта на доставку груза. Правда, пока многие решения только декларируются в качестве идей либо существуют на стадии ранних прототипов.

Автоматизация бизнес-­процессов постепенно проникает во все сферы транспортно-­логистического бизнеса. Однако для ее успешного внедрения должны меняться не только сами компании, оказывающие услуги, но и их потребители. Опыт внедрения электронных кабинетов клиента показывает, что доля регулярно пользующихся ими может быть незначительной: контрагенты предпочитают традиционные способы коммуникации. Новым трендом для экспедиционных компаний становится внедрение CRM-технологий, прежде всего чат-ботов.

Подписка на технологии + логистика
21 мая 2018
Международные автомобильные перевозки вновь на подъеме. Сказывается экономическая стабилизация, а также дополнительные меры поддержки со стороны государства.
16 мая 2018
Об этом заявил министр связи и информатизации Сергей Попков
03 мая 2018
В него вложили отечественные инвестфонды Bulba Ventures и Haxus
11 апреля 2018
Принцип работы нового предложения отличается от Amazon Go
13 марта 2018
Его подозревают в незаконной предпринимательской деятельности.
28 февраля 2018
По итогам 2017 года значение показателя «удельный вес отгруженной инновационной продукции» достигнуто на уровне 17,5% при задании в 14,5.

Страницы