Ноябрь 13, 2017
Валерий Алексеев

Еврокомиссия предложила новые, сниженные нормы выбросов углекислого газа автомобильным транспортом. Достижение этих показателей может привести к падению спроса на нефтепродукты.

Европейская комиссия 8 ноября выступила с инициативой установить новые нормы снижения выбросов парниковых газов автомобильным транспортом: к 2030 году уровень выбросов СО2 новыми легковыми и легкими коммерческими автомобилями, регистрируемыми в Евросоюзе, должен снизиться на 30 % по сравнению с 2021-м. В отличие от предыдущих предложений на этот раз регулятор установил промежуточную цель — сокращение выбросов на 15 % к 2025 году.

Затраты производителей вырастут

Промежуточная цель установлена, чтобы подстегнуть автопроизводителей увеличить расходы на исследования и разработки прямо сейчас, а не в следующем десятилетии. Чиновники Еврокомиссии полагают, что реализация предложенного пакета документов позволит автовладельцу к 2025 году сократить на 600 евро ежегодные расходы на топливо, а к 2030-му — на 1500 евро. По мнению представителей ЕК, получить выгоду смогут и покупатели подержанных машин, ведь они будут обладать лучшими потребительскими качествами.

Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) уже назвала новые цели чересчур амбициозными. Автопром недоволен в первую очередь появлением промежуточной цели, хотя и согласен с нормативами-2030. Выполнение норм-2025 потребует значительных инвестиций и будет стоить слишком дорого. Это касается прежде всего сегмента легких коммерческих автомобилей, цикл разработки и производства которых длиннее, чем пассажирских легковушек.

Достигнуть поставленных целей по снижению выбросов можно в основном за счет увеличения доли электрических или гибрид­ных автомобилей, имеющих минимальный или очень низкий уровень выбросов СО2. Однако распространение таких авто в ближайшие годы будет напрямую зависеть от развития инфраструктуры заправочных и сервисных станций, а это потребует огромных инвестиций.

По данным ACEA, в III квартале количество регистраций машин с альтернативными двигателями увеличилось более чем в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Их доля составила 6 % по всему Евросоюзу. Причем доля электрокаров остается небольшой — 1,6 %.

ACEA акцентировала внимание и на фрагментации рынка: темпы роста сегмента существенно разнятся от страны к стране. Они зависят от уровня доходов населения, развитости инфраструктуры и многих других параметров.

Амбиции Еврокомиссии имеют свою цену и для потребителей. По оценке разработчиков новых нормативов, к 2030 году себестоимость автомобиля увеличится на 1000 евро, а микроавтобуса — на 900 евро.

Несмотря на то что выполнение плана по выбросам связано с увеличением доли машин, имеющих альтернативную силовую установку, двигатель внутреннего сгорания не уйдет с европейского рынка. Даже в документах Еврокомиссии указано, что к 2030 году 80 % новых автомобилей сохранят бензиновый или дизельный двигатель.

Надо заметить, что предложенный в ЕС пакет мер является технологически нейтральным и не предусматривает какого-либо специального стимулирования производителей и пользователей гибридов или электрокаров.

Что это значит для Беларуси?

Одним из основных экспортных товаров, поставляемых нашей страной на рынок Евросоюза, являются нефтепродукты, в том числе топливо. Достижение целей-2030 приведет к снижению его потребления, так как даже незаряжаемые гибридные машины используют на 30—50 % меньше бензина или дизеля.

В целом новые нормы ЕС укладываются в рамки Парижского соглашения. Основанный на его положениях сценарий развития топливно-энергетического рынка до 2040 года, представленный в прошлом году Международным энергетическим агентством, не предполагает резкого снижения спроса на нефть, газ и другие виды ископаемого топлива. Более того, их потребление будет расти, правда, в основном за счет стран Азии.

Доля Беларуси на европейском рынке топлива не так велика, поэтому снижение его потребления может не сказаться на поставках принципиально. Гораздо большее значение для отечественного экспорта будет иметь налоговый маневр России, который предполагает отказ от экспортных пошлин в пользу налога на недра. В Беларусь нефть поставляется беспошлинно, что и делает переработку выгодной для нашей страны.

Появление промежуточных целей в ЕС может иметь интересные последствия для рынка автомобилей. Сейчас в России обсуждается обнуление импортных пошлин на электрокары и подключаемые гибриды. Если оно будет распространено на весь ЕАЭС, то уже в следующем десятилетии на отечественном рынке подержанных авто могут появиться интересные по цене варианты «чистых» автомобилей, которые, вероятно, составят конкуренцию собираемым в Беларуси машинам с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем, успех белорусского электромобиля может нарушить данный сценарий: ввозные пошлины останутся высокими.

 

Материал опубликован в номере 42 газеты "Белорусы и рынок" от  13 ноября 2017 года. Оформить подписку на первое полугодие 2018 года

Подписка на Евросоюз + автопром + электрокары + белорусский электромобиль + электромобили
23 августа 2018
Концерн "Калашников" разрабатывает технологию электрического суперкара, который должен составить конкуренцию Tesla.
02 августа 2018
Американская компания Tesla обновила антирекорд по убыткам, но не теряет оптимизма.
25 июля 2018
Президент США думает предотвратить торговую войну.
23 июля 2018
Маск отчаянно ищет средства, чтобы финансировать свою компанию.

Страницы