Июнь 04, 2018
Дина СТАРОВОЙТОВА, вице- председатель общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей»

Продолжается работа над проектом изменений в Налоговый кодекс. Объединенные целью сделать документ проще и лучше, члены рабочей группы зачастую по­разному понимают, что такое хорошо, а что такое плохо.

То, что документ должен быть простым и лаконичным, — принципиальная позиция представителей бизнеса. Второй важный аспект — предоставление субъектам хозяйствования бо€льших прав и свобод. Ну и наконец, любые неточности и неясности должны быть исключены или трактоваться в пользу плательщика.

Что касается конкретных норм, то трудно проходило обсуждение вопроса о расширении базы для применения УСН. Индивидуальные предприниматели предложили определять выручку не по отгрузке, а по оплате. К тому же ИП выступают за то, чтобы им была предоставлена возможность выбора из двух вариантов. Это вызвало опасения налоговиков, поскольку у ИП могут закончиться оборотные средства и ему не из чего будет уплачивать налоги. Впрочем, в конце концов, было решено такую возможность предусмотреть.

Когда зашла речь о налоге на прибыль, было внесено интересное предложение: отражение документов по налоговому и бухгалтерскому учету должно совпадать. В ходе обсуждения была представлена таблица, в которой было проанализировано, насколько трудно сегодня плательщику исчислять отдельно базу по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль. Базы для расчета разные, процесс трудоемкий. Поэтому нужен отдельный бухгалтер, а это нагрузка на малый бизнес.

Наш бизнес-союз вышел с целым пакетом предложений. Изучив и сравнив системы налогообложения в России и Беларуси, мы представили результаты анализа рабочей группе. Мы убеждены в том, что упрощенная система налогообложения должна стать действительно простой, а значит, она не должна включать в себя работу с НДС. Ведь как только появляется этот налог, возникают и портал по учету НДС, и электронные счета-фактуры… Это усложняет ведение бизнеса. Мы предлагаем простую схему: либо упрощенный налог по доходам (15 %), либо такой же по выручке (5 %), и чтобы УСН можно было вести и по книге доходов и расходов, и по оплате (кассовый метод).

Это очень просто для микро- и малого бизнеса, как в России. К тому же в РФ любой регион может принять понижающий коэффициент, что делается там, где экономическая ситуация складывается нелучшим образом и надо поддержать малый бизнес, который дает рабочие места. Иногда предприниматели работают и по нулевой ставке (выручка), или же платят 1 % вместо 15 %. Мы хотим, чтобы и в Беларуси местные советы получили такую возможность.

Кроме того, мы предлагаем поднять порог максимальной численности работников для использующих УСН (25 вместо 15) и увеличить предельную выручку для ИП с нынешних 250 тыс. до 400 тыс. руб. Этот вопрос вызвал бурную дискуссию. Налоговые органы категорически не согласны с таким предложением: они заранее подозревают субъектов хозяйствования в недобросовестности.

Я не вижу причин для этого: большинство ниш, в которых такие факты имели место, сегодня заняты крупным бизнесом. Речь идет о строительстве и торговле. Сейчас ИП работают в таких нишах, которые неинтересны малому бизнесу. Правда, на последнем заседании межведомственной группы прозвучала компромиссная цифра — 320 тыс. руб.

Еще одно наше предложение — налоговые каникулы на срок до двух лет. Могу предположить, что оно не будет поддержано.

Проект нового документа не предусматривает сколь-нибудь заметного снижения ставок. Не прошло и предложение снизить ставки земельного налога и налога на недвижимость, а также запретить местным органам власти вводить повышающие коэффициенты. Обоснование: на периферии именно эти налоги во многом наполняют бюджеты.

Зато наконец решится вопрос о включении расходов на топливо в затраты. Решено руководствоваться технической документацией на транспортное средство и применять справочные коэффициенты.

Обсуждались и командировочные расходы при поездках за рубеж — чтобы не было жесткого норматива, однако пока консенсуса не нашли. Зато постановили, что нормы потерь при перевозке и т. п. (если не установлен норматив) определяются решением собственника.

Налоговый кодекс не может «родиться» быстро, потому что подходы чиновников и бизнес-сообщества слишком разные. Представители бизнеса хотели бы создать более привлекательные условия хозяйствования, тогда в предпринимательскую деятельность будет вовлечено куда больше людей, а значит, будет создано больше рабочих мест и возрастут налоговые поступления, а им постоянно напоминают, что «в бюджет надо собрать деньги».

Подписка на налоговый кодекс + Старовойтова + упрощение ведения
14 сентября 2018
Акцизы на топливо предлагается снизить, реинвестирование прибыли — простимулировать, а ставки налогов — сохранить.
17 августа 2018
Подготовленный проект нового Налогового кодекса будет одобрен деловым сообществом, но с существенными замечаниями.
07 июля 2018
Проект нового Налогового кодекса, работа над которым практически завершена, не вобрал серьезных изменений для действующей системы. Настоящую реформу обещают провести лишь через три года.
05 июля 2018
В течение трех лет Налоговый кодекс будет неизменным.
20 июня 2018
Она будет изменения в новой редакции Налогового кодекса.

Страницы