Май 23, 2017
Марина БОРОВКО, заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса, кандидат экономических наук

Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками из инструмента контроля превратилась в инструмент налогообложения, который отягощает себестоимость белорусских товаров и подрывает их конкурентоспособность.

 

На протяжении нескольких лет Ассоциация европейского бизнеса пытается донести до госорганов проблему снижения конкурентоспособности безалкогольной продукции из-за применения маркировки.

Рядовой покупатель часто не задумывается, что это за наклейка на бутылке и зачем она нужна. Оказывается, наклейка должна защищать потребителей от поддельной продукции.

В 2004 году, когда создавалась система регулирования рынка безалкогольной продукции, введение контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ) представлялось вполне обоснованной мерой защиты и производителей, и потребителей. Перед контрафактной продукцией появился эффективный барьер: ее ввоз на белорусский рынок уменьшился в несколько раз. Соответственно, добросовестные представители безалкогольной отрасли почувствовали себя защищенными.

Теперь, спустя более чем десять лет, рынки безалкогольной продукции в нашей стране выглядят хорошо сформированными и эффективно функционируют. Маркировка утратила свою «оберегающую» функцию и сменила ее на фискальную. Об этом свидетельствуют существенное удорожание КиЗ в 2014 году и диверсификация стоимости контрольных знаков для разных видов товаров: сейчас она варьируется от 5 до 50 копеек.

Маркировка расценивается производителями безалкогольной продукции как барьер для дальнейшего развития отрасли. Затраты на оклейку бутылок контрольными знаками можно было бы исключить, а вырученные средства перераспределить в пользу расширения производства и создания новых рабочих мест.

Пока же расходы на маркировку приводят не только к удорожанию конечной продукции, но и к снижению на 5 % эффективности работы производственных линий, дополнительным логистическим издержкам экспортеров в связи с необходимостью перенастройки оборудования при выпуске продукции для внутреннего рынка и на экспорт. Приходится тратить средства на администрирование, хранение и выдачу контрольных знаков. К тому же компании вынуждены нести расходы на ввоз и обслуживание специального оборудования, предназначенного для нанесения маркировки.

Как отмечают представители предприятий, затраты на закупку контрольных знаков ненамного меньше расходов на приобретение сырья и в несколько раз превышают затраты на маркетинг. С финансовой точки зрения обременительно и то, что субъекты хозяйствования вынуждены приобретать контрольные знаки по предоплате.

Применение маркировки ослабляет позиции отечественных производителей по сравнению с конкурентами из других стран ЕАЭС. Плохо стыкуются КиЗ и с правилами Всемирной торговой организации, в которую стремится вступить наша страна. В ВТО такие инструменты рассматривают как своего рода внутренний нетарифный барьер, ставящий национальных и мировых производителей в неравные условия на рынке.

Подписка на налоги + газировка + акцизы + контрольные знаки
22 марта 2017
Министерство по налогам и сборам ведет обсуждение с Ассоциацией налогоплательщиков
01 марта 2017
Министерство по налогам и сбором уточнило постановлением от 31 января 2017 года №2 порядок взаимодействия с налогоплательщиками, использующими личный кабинет на сайте ведомства.
27 февраля 2017
Такие изменения содержатся в проекте указа «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц», который предложен для обсуждения Министерством по налогам и сборам.
15 февраля 2017
Доля поступлений от ИП в общем количестве поступлений в столичный бюджет составила 1,6%.