Декабрь 05, 2016
Надежда КОВШ

— Родион Игоревич, не­посредственно вы проводили исследование предпринимательской активности студентов. Не удивили ли вас результаты, в частности выраженный интерес молодежи к предпринимательству?

— Пятое место наших студентов в международном рейтинге предпринимательской активности вполне ожидаемо. Например, российская молодежь тоже оказалась в лидерах и занимает позицию, близкую к нашей. Этому есть научное объяснение: уровень предпринимательской активности в развивающихся странах всегда выше, ведь там труднее найти желаемый заработок. Студенты Японии, Скандинавских стран как раз в конце списка.

Конечно, следует учесть, что молодежь принимала участие в исследовании добровольно, и это могло внести некоторую неточность в результаты. Не исключаю, что к прохождению анкетирования больше были склонны студенты экономических и бизнес-специальностей, а также те, у кого уже есть предпринимательский опыт. Однако в нашем случае погрешность находится в рамках статистических норм.

— Как респонденты оценивают условия ведения бизнеса в Беларуси? Осознают ли они, с чем придется столк­нуться?

— Бизнес-климат оценивают скорее негативно. Когда в аудитории я как преподаватель говорю о том, что Беларусь стремится войти в тридцатку в рейтинге Всемирного банка Doing Business, студенты скептически качают головами. Многие отталкиваются от опыта родителей-предпринимателей, а некоторые и сами пытаются заниматься бизнесом. Причем молодежь, которая изучает экономические специальности, обычно дает более низкую оценку деловой среде в нашей стране, нежели те, кто с бизнес-дисциплинами не знаком.

— Большой интерес к предпринимательству продемонстрировали студенты, изучающие искусство и гуманитарные науки. Не путают ли они бизнес с получением и освоением различных грантов?

— Скорее, они путают бизнес с фрилансом. Например, студент-дизайнер может полагать, что если он по трудовому договору сотрудничает с рекламным агентством, то это и означает занятие предпринимательской деятель­ностью.

— Есть ли опыт предпринимательской деятельности у вузовских преподавателей? Вдохновляют ли они студентов на то, чтобы начать собственное дело?

— Я сказал бы, что академические преподаватели, которым директивно «предлагается» вести факультативный курс об основах предпринимательства, скорее вредны. От студентов доводилось слышать о том, что всю жизнь проработавшие в университете преподаватели говорят им: «Зачем вам идти в предприниматели? Это рискованно. У меня будет хотя бы пенсия, а будет ли она у вас, еще неизвестно».

На мой взгляд, мотивировать можно только на примерах успешных предпринимателей. Многие белорусские бизнесмены уже созрели для того, чтобы делиться опытом. Они в состоянии доказать, что заниматься бизнесом могут не только айтишники, что нужно опираться и на собственные знания, собирать команду для решения более серьезных и сложных задач.

— Насколько развита поддержка предпринимательства в зарубежных вузах?

— Многие западные университеты уже давно превратились в предпринимательские. Там развитие деловой инициативы стало частью образовательной стратегии. Там активно поддерживаются деловые начинания как студентов, так и преподавателей, создаются бизнес-инкубаторы. В отличие от наших западные вузы тесно кооперируются с реальным бизнесом, с выпускниками, которые достигли успехов. Последние, к слову, часто учреждают специальные фонды для поддержки предпринимательских начинаний в альма-матер.

— Родион Игоревич, как вы полагаете, получит ли развитие тема предпринимательства в наших вузах?

— В последние годы белорусская система высшего образования столкнулась с тем, что студентов стало меньше, обострилась конкуренция за абитуриентов со стороны прибалтийских, польских и других университетов. Мы должны создать такие условия, чтобы молодежь почувствовала, что и в Беларуси можно получить не только образование, но и помощь в развитии собственного бизнеса, в том числе наладить деловые контакты.

Сегодня при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) при наших университетах открываются стартап-школы. Это классические площадки, на которых предприниматели делятся своим опытом со студентами, вдохновляя их на открытие собственного дела.

К формированию положительного имиджа предпринимательства подключилось и государство. То, что программа «Мой бизнес» идет в прайм-тайм на одном из главных каналов страны, — это показатель того, что в Беларуси понимают важность предпринимательских инициатив для развития национальной экономики.

Подписка на Все
20 сентября 2018
ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) готова предоставлять российским независимым операторам АЗС свой англоязычный бренд Beloil, речь о покупке сети АЗС в России не идет.
20 сентября 2018
Социальная сеть Facebook до конца года обязана выполнить все правила ЕС по защите прав потребителей, в противном случае ей угрожают финансовые санкции.
20 сентября 2018
Министерство финансов Беларуси провело очередной аукцион по доразмещению государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, выпуска №251.
20 сентября 2018
"Белоруснефть" по итогам 2018 года планирует выйти на рекордный уровень добычи нефти и газа в России.
20 сентября 2018
Глава компании Alibaba Джека Ма отменил план создания 1 млн рабочих мест в США. По его словам, реализация этого плана в нынешних условиях «невозможна».
20 сентября 2018
Доллар и евро на торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже 20 сентября подешевели, российский рубль подорожал.

Страницы