Июнь 27, 2016
Алексей Жуков

БР опросила представителей переработчиков молока, представивших свои продукты на выставке «Белагро-2016». 

В тренде — здоровье

Потребители все больше внимания уделяют своему здоровью, а производители реагируют на это выпуском напитков на основе молока с пониженным содержанием жира. В начале года к ним добавились йогуртные напитки Healthy Life от бренда «Здравушка», дополнительно обогащенные протеином. Они находятся на стыке обычного и спортивного питания.

Снижение жирности коснулось даже десертных продуктов. Производители решили «оздоровить» популярное лакомство — творожные сырки в шоколадной глазури. Обычно они имеют жирность 10, 15, 20 % и более. Теперь в ассортименте белорусских молочников появляются сырки 5- и даже 1-процентной жирности. Продукты этого типа выпустили ОАО «Минский молочный завод» и ОАО «Оршанский молочный комбинат». Производители молочных консервов предлагают сгущенку с фруктозой или стевией, обладающими меньшей калорийностью.

Еще один относительно новый продукт — безлактозное молоко. Его могут употреблять люди с непереносимостью молочного сахара. Себестоимость такого продукта выше, чем обычного. В рознице он может стоить 20—25 тыс. руб. Однако и на него найдется потребитель как на отечественном, так и на российском рынке.

Нишевый продукт находится в рамках мировых трендов. Молочные компании стремятся расширить аудиторию и за счет специ­фических сегментов. В Европе доля людей с непереносимостью лактозы относительно невелика и по разным оценкам составляет около 10 %. На перспективных рынках Азии, которые в ближайшие годы рассматриваются в качестве основного источника роста для молочного рынка, порой бывает до 80 % таких потребителей. Швейцарская Nestle даже инвестирует 100 млн долларов в разработку простого теста на непереносимость лактозы.

Натуральные традиции

Ответом на распространение фальсифицированной продукции (в первую очередь в соседней России) является «возрождение» некоторых продуктов и технологий, которые известны еще со времен Советского Союза. В этом году многие белорусские производители ввели или вводят в ассортимент кисломолочный напиток «Снежок». Он пользуется доверием у российских потребителей. На прилавках снова появляются масленки, варенцы и другие продукты, которые прочно ассоциируются со «старой доброй молочкой».

На рынок активно возвращается термостатная продукция. Специальная закваска добавляется в молоко, смешивается и разливается в торговую упаковку, в которой  будущий продукт в абсолютном покое сквашивается в специальной камере с постоянным температурным режимом. Технология позволяет получать более густой продукт с ненарушенным сгустком и красивым глянцевым блеском, нередко с улучшенным вкусом — как настоящий деревенский. Так, ОАО «Савушкин продукт» выпускает термостатные сметану, ряженку и кефир под брендом «Брест-Литовск» с пометкой «особо сквашена».

Греческие йогурты — одновременно дань моде и традициям. Впервые такие продукты появились на белорусском рынке в прошлом году. Сейчас их выпускает уже несколько предприятий. В первом полугодии к классическому йогурту, который имеет более высокую жирность, не содержит сахара и часто может служить заменой сметане, прибавились продукты с наполнителями и пониженной жирностью.

Введение новых вкусов в существующие линейки продуктов — один из самых популярных способов расширения ассортимента. Новые наполнители появились у зерненых творогов, йогуртов, рикоты. Речь идет не только о десертных продуктах, но и о мягких сырах, например о «Фету» с прованскими травами. Производители особо подчеркивают натуральность наполнителей и в некоторых случаях полностью отвечают за их производство. Так, витебское ОАО «Молоко» предложило зерненый творог «Белозерница» с медом, производимым на пасеке присоединенного к переработчику сельхозпредприятия.

Больше новых вкусов

В целом введение новых вкусов в существующие линейки продуктов — один из самых популярных способов расширения ассортимента. В соответствии с сезоном, перед началом лета белорусские производители добавили новые вкусы в свои кисломолочные или сывороточные напитки.

Также новые наполнители появились у зерненных творогов, йогуртов, рикоты. Речь идет не только о десертных продуктах, но и мягких сырах, например, фете с провансальскими травами.

Производители в коммуникациях также подчеркивают натуральность наполнителей. В некоторых случаях полностью отвечая за их производство. Так витебское ОАО «Молоко» предложило зерненный творог «Белозерница» с медом, который производится на пасеке присоединенного к переработчику сельхозпредприятия. 

Сыры сохраняют курс на импортозамещение

Новые сыры, которые выводятся на отечественный и российский рынок, можно отнести в основном к импортозамещающей продукции. На выставку белорусские молочники привезли сразу несколько образцов новых сыров с большими сроками созревания. Они призваны стать альтернативой итальянскому пармезану, который из-за импортного эмбарго уже не завозится в Россию. Чаще всего такие сыры имеют схожие названия: «Пармеграно», «Реджанито» и т. п.

Технологически белорусские предприятия уже могут сделать сыр, по вкусу приближенный к пармезану: характерные нотки присутствуют, особенно если срок созревания составляет шесть, девять или двенадцать месяцев. Однако российскому рынку часто требуется в первую очередь недорогой продукт. Изучая спрос, производители выбирают, какую продукцию выпускать и с каким сроком созревания (три или девять месяцев).

Расширение ассортимента мягких и полутвердых итальянских сыров ожидается у марки Bonfesto. ОАО «Туровский молочный комбинат» вводит в эксплуатацию вторую очередь. Представители предприятия обещают предложить потребителям новые виды итальянских полутвердых сыров с оригинальными названиями и ярко выраженными вкусами. Пока же к летнему сезону ассортимент пополнился сыром Grill Cheese: специально подготовленная моцарелла сохраняет форму при запекании на гриле.

Углубление переработки

В предыдущие годы белорусские молочные предприятия неплохо модернизировали свои производства. Основной тренд сейчас  на углубление переработки, фактически создание безотходного цикла. Установки микро-, ультра- и нанофильтрации, обратного осмоса позволяют эффективно использовать подтворожную и подсырную сыворотки. Сыворотка фильтруется, деминерализуется.

В мае ОАО «Савушкин продукт» ввело в эксплуатацию сушилку, которая позволяет производить рецептурную сухую сыворотку. Во время сушки в нее вводят витамины, микроэлементы. Такой продукт могут использовать, например, производители детского питания.

Также в оборот вовлекается пахта — продукт отработки масла. Среди напитков, получивших распространение в последнее время, — масленка, которая готовится именно из пахты.

Еще одна ниша для сыворотки — спортивное питание. ОАО «Березовский сыродельный комбинат» запустило линейку концентратов спортивных напитков ProSport. Они готовятся на базе концентратов сывороточных белков. Пока в линейке только один продукт — «Атлет-С». В будущем ее дополнят спортивным питанием без сахаров.

Подписка на Все
18 июня 2018
Однако этого недостаточно, чтобы компенсировать потери на российском рынке.
18 июня 2018
Совет по развитию предпринимательства  продолжает лоббировать отмену спорной статьи

Страницы