Февраль 15, 2018
Денис ПЕТЕЛИН, сотрудник и студент New York University

Постиндустриальное общество требует быстрых и гибких методов управления. Традиционные иерархические модели устарели и ведут к потере рынка. Популярность набирает agile как философия жизни компаний. 

Фокус на сервисах, а не на продуктах

В современном мире основная часть выручки все чаще делается не на продуктах, а на сопровождающих их сервисах, в то время как сам продукт может раздаваться бесплатно или продаваться за символическую цену — так, как раздает дистрибутивы своей ОС Canonical или гигабитные беспроводные маршрутизаторы Verizon при условии заключения контракта на полный год. Революционные новые сервисы, исключительное качество уже действующих становятся необходимым условием даже не для наращивания доли на рынке, а для удержания того, что уже имеется. При этом основной задачей стало решение проблем потребителя.

Быть в форме

Изменчивая и невероятно динамичная среда выдвигает очень высокие требования к «физической форме» компаний. В том числе к скорости создания и доработки продуктов и сервисов — найти идею, проверить концепцию, спроектировать, выпустить, провалиться, переделать (возможно, на выходе получится уже совсем иной продукт), выпустить, быстро отреагировать на критику рынка и опять перевыпустить. Если проект показал коммерческую жизнеспособность, далее начинаются масштабирование производства и адаптация для других рынков. И все эти процессы должны пройти за год, а лучше — еще быстрее.

Если вам кажется, что подобные требования преувеличены, загляните в историю выпуска release notes — самого популярного в мире облачного сервиса AWS. Дополнения для существующих сервисов или новые опции появляются буквально раз в несколько дней.

Долгий цикл планирования, медленно доводимые приказы и обратная связь, построенная через несколько уровней исполнителей, становятся причиной медленной доработки продуктов, низкого уровня сервисов и, как итог, потери рынка.

«Тяжеловесным» компаниям, управляемым менеджерами прошлой эпохи, трудно конкурировать с молодыми организациями, которые изначально создавались для работы в современной среде. Это как толстяку бежать марафон с молодыми атлетами: какие кроссовки ему ни купи, какие витамины ни давай — его физическая форма не позволит достичь нужной скорости.

Что делать, если хочется бежать с нужной скоростью? На самом деле спортивная метафора не так далека от бизнес-процессов. Для набора скорости компании надо изменить порядок работ, режим, постоянно тренироваться для прокачки имеющихся навыков и выработки новых.

Из IT — во все отрасли экономики

«Гибкие», или «подвижные» agile-методологии — собирательное название группы методик, которые позволяют компаниям достичь хорошей физической формы. Agile как метод разработки программного обеспечения в небольших командах появился 10—15 лет назад и с тех пор перерос в новую культуру управления компаниями любой величины и любых сфер.

Изначально слово agile относилось к отправному документу этого движения — «Манифесту гибкости», который формирует фундамент agile-культуры и декларирует четыре основные ценности его разработчиков:

- люди важнее процессов;

- работающий продукт важнее обильной документации;

- сотрудничество важнее прописывания контракта;

- готовность меняться важнее соблюдения начального плана.

С верой в сотрудников

Одна из основ всех agile-методологий — самоуправляемая команда. Это означает, что мотивация сотрудников должна быть высокой, чтобы не было потребности в «ободряющих подзатыльниках» менеджера.

Все решения по продукту, включая финансовые, принимаются командой. Кроме технической компетенции, сотрудники должны обладать пониманием бизнес-процессов. Подход «Тут есть специальные люди, чтобы думать, а вы давайте работайте хорошо!..» начал давать катастрофические сбои.

Agile-методологи пропагандируют кроссфункциональные команды, члены которых демонстрируют желание и умение быстро учиться. Иначе не достичь успеха, ведь технологии устаревают стремительно, а их набор от проекта к проекту меняется радикально.

Управленцы в цене

Рецепт карьеры в постиндустриальную эпоху тоже изменился: теперь функциональная специализация стала самой низкой точкой карьеры. Зато те, кто могут спроектировать, запустить и развивать часть бизнеса (технологическую, процессную, инструментальную, человеческую составляющую), стали героями нового времени. Их мало, и они буквально на вес золота. Такие люди зачастую владеют долей в компании, в которой работают, или бизнесом целиком.

Такие сотрудники не легкозаменяемые дешевые винтики. Они требуют другого подхода к управлению, хотят быть частью дела, которое меняет мир к лучшему. Они хотят гордиться продуктом, который сделают, и предпочитают увольнение игре в политику.

Управлять таким коллективом довольно трудно, поскольку это в меньшей степени традиционное управление, в большей — лидерство первого среди равных. Руководитель больше не распорядитель гардероба, а, скорее, дирижер, который вдохновляет и координирует игру исполнителей-профессионалов.

Уже на дистанции

Кому-то может показаться, что все эти новые веяния происходят где-то далеко и не имеют к нам никакого отношения, потому что у нас свои сложные обстоятельства. Но суровая правда жизни такова, что никому не интересны наши «особые обстоятельства», а конкурировать приходится на мировом рынке против «лучших атлетов» всего мира. Чем раньше мы начнем меняться, чтобы занять место в новой эпохе, тем лучше.

Сейчас еще открыты новые сферы деятельности, которые пока никто не застолбил за собой: «Интернет вещей», большие данные, машинное обучение, нейросети. Думаю, самое время предпринять необходимые шаги, чтобы хотя бы часть этого рынка стала нашей.

Подписка на agile + менеджмент + IT
13 июня 2018
Об этом сообщает МВД.
30 мая 2018
Этот вопрос претендует на то, чтобы стать ключевым на очередном Белорусском промышленном форуме.
03 мая 2018
В него вложили отечественные инвестфонды Bulba Ventures и Haxus
28 марта 2018
Он расширяет льготы Парка высоких технологий, а также легализует в стране выпуск токенов на основе технологии блокчейн.
27 марта 2018
Одним из лучших белорусских стартапов прошлого года назван платежный сервис Tap2Pay. «БР» поговорила с его основателем Евгением ПАЛЬЧЕВСКИМ о проекте и о будущем платежных систем.

Страницы