Август 14, 2017
Валерий Алексеев

На неделе правительство утвердило Государственную программу развития машиностроительного комплекса Беларуси на 2017—2020 годы. После вложения в отрасль 4,8 млрд руб. чиновники рассчитывают увеличить экспорт на 70 %.

По расчетам правительственных экспертов, валовая добавленная стоимость увеличится на 69 %, рентабельность продаж — до 7—9 %. Кроме того, затраты на производство и продажи будут снижаться как минимум на 1 % в год. Интересно, что среди целевых показателей отсутствуют валовые объемы производства, которые закладывались в большинство госпрограмм, принятых в минувшем году.

Стартовые позиции

Программа охватывает пять видов производства: металлургическое, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; машин и оборудования, не включенных в другие группировки; вычислительной, электронной и оптической аппаратуры; электрооборудования; транспортных средств и оборудования. Таким образом, документ касается не только МТЗ, МАЗа или «Гомсельмаша», но и смежных предприятий, а также Белорусского металлургического завода, «Интеграла», «Витязя», которые у обывателя не ассоциируются с машиностроением.

В 2016 году объем производства по этим видам деятельности составил 15,14 млрд руб. (в текущих ценах). Предприятия получили суммарную чистую прибыль в 806,38 млн руб. Правда, в немалой степени она была сформирована за счет господдержки. Прямые государственные вливания, отсрочки (рассрочки) в погашении задолженности, льготы по НДС в рамках холдингов в 2015—2016 годах предоставлялись многим крупным промышленным предприятиям, подпадающим под действие программы. Это заметно по балансам ОАО. В них при чистой прибыли в 2016 году, исчисляемой тысячами рублей, можно увидеть непокрытые миллиардные убытки предыдущих лет, а также рост долгосрочных обязательств.

Также заметна резкая смена тренда в 2016 году. Согласно статданным, приведенным в программе, с 2012—2013 годов объемы производства и прибыль стабильно снижались. С 2013 по 2015 год они упали с 15,05 млрд до 13,88 млрд руб. Примерно 1 млрд руб. чистой прибыли в 2012 году сменился 394 млн руб. чистого убытка в 2015-м. Рентабельность продаж, в 2011-м достигавшая 19,5 %, к 2014-му уменьшилась до 5,1 %.

Объемы экспорта оценить труднее, так как статистика отдельно не учитывает реэкспорт в рамках международных производственно-торговых цепочек или, например, перепродажу подер­жанных легковых автомобилей. По данным Белстата, доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре отечественного экспорта достигла 18,5 %, черных и цветных металлов — 6,9 %. По итогам пяти месяцев 2017-го эти доли составили соответственно 15,9 и 6,4 %. В 2016 году включенные в программу виды деятельности обеспечили в общей сложности до 25 % белорусского экспорта, или около 13 млрд долларов.

Одним словом, цель увеличить экспорт машиностроения до 20 млрд долларов за четыре года выглядит более чем амбициозно. Впрочем, разработчики документа ни прямо, ни косвенно не указывают, какие объемы экспорта в денежном или натуральном выражении принимаются в качестве базовых. Вероятно, предполагаемые программой цифры скромнее, чем те, которые можно вывести на основе анализа укрупненной структуры экспорта, предоставляемой Белстатом. Не исключено, что речь идет о показателях организаций Минпрома, доля которых в структуре производства по указанным видам деятельности составляет от 30 до 70 %.

В программе отмечается, что «белорусское машиностроение не утратило сложившейся специализации и развитого потенциала». Разработчики выделили ускоряющие факторы развития, к которым отнесли: деловую репутацию, кооперацию, наличие СЭЗ и технопарков, модернизацию производств, потенциал НИОКР, доступ к механизмам финансовой поддержки экспорта, вертикальную интеграцию в холдингах.

Тормозить развитие машиностроения могут: недостаточный уровень конкурентоспособности продукции, невысокая рентабельность, недостаток собственных средств для модернизации, низкая производительность труда по сравнению с лидерами, «определяемая избыточной рабочей силой по причине выполнения предприятиями «социальной» функции», а также «недостаточный уровень технического обслуживания и послепродажного сервиса машиностроительной продукции». Одним словом, четко и правильно названы все основные болезни отрасли.

Как добиться роста?

Приоритеты программы мало отличаются от других отраслевых документов, массово принятых в прошлом году: рост и диверсификация экспорта, сбалансированная внешняя торговля, привлечение инвестиций.

Рост экспорта и повышение конкурентоспособности названы главными условиями устойчивого развития машиностроения. Помимо обычных для госпрограмм слов об «увеличении объемов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью», в новой акцент сделан на реализации интеграционного потенциала ЕАЭС.

В действительности в нынешнем году на уровне организаций активно велся диалог о доступе к госзакупкам. Ситуация на рынке грузового транспорта свидетельствует о том, что наш производитель, по крайней мере в РФ, отодвинут от участия в ряде процедур госзакупок, а также в тендерах госкомпаний, в которых его шансы на победу были велики.

В документе упоминаются гармонизация отечественных стандартов с международными и европейскими и расширение инвестиционного сотрудничества с Евросоюзом, США, Индией, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Отдельно Китай не упомянут.

Для привлечения инвестиций предлагается создать «комплекс стимулирующих условий, <…> направленных на ускорение разработки и внедрения принципиально новых технологий, реализацию инновационных проектов, повышение ресурсоэффективности производства и качества продукции». Кроме того, говорится о «росте капитализации организаций промышленности». Правда, ее трудно представить в стране, в которой стоимость компаний не оценивается рынком, акции машиностроительных гигантов сосредоточены в руках государства, а речь об их приватизации пока не идет.

Есть и пункт о «повышении доступности кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов». При сохранении текущей тенденции к снижению ставки рефинансирования ресурсы действительно могут стать доступнее.

Программой предусмотрена интенсивная модернизация производств, а также диверсификация их продукции, в том числе с перепрофилированием предприятий. Будут открываться инжиниринговые центры, которые возьмут на себя НИОКР. Разумеется, должны быть созданы условия для притока частных инвестиций в машиностроение. Помимо того, прописано внедрение современных программно-аппаратных средств подготовки, управления и диспетчеризации производства.

В металлургии планируется увеличить выплавку металла до 3 млн т, а также нарастить долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции. В сельхозмашиностроении должны освоить новую технику с учетом международных экологических стандартов, улучшить параметры выпускаемых в Беларуси комплектующих и узлов, в том числе мостов, коробок передач. Будет развиваться производство специальной автокрановой и прицепной техники. В транспортном машиностроении предусмотрено освоение производства легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых автомобилей до 3,5 т и до 5 т. Кроме того, предполагается создать производство защищенных телефонных аппаратов, расширить модельный ряд бытовой техники, освоить выпуск светодиодных ламп.

Надо отметить, что ряд упомянутых инициатив уже реализован или реализуется. Так, в нынешнем году в Беларуси запускается производство легковых автомобилей на базе завода «БЕЛДЖИ». В Могилеве белорусско-китайское совместное предприятие при участии МАЗа начинает работать над выпуском специальной техники и кранов.

Кому и сколько из бюджета

Общий объем финансирования госпрограммы определен в размере 4,865 млрд руб. Республиканский бюджет выделит 775,3 млн руб., организации должны будут вложить 705,7 млн, Банк развития выдаст за счет господдержки 45,4 млн. Оставшиеся 3,34 млрд руб. — банковские кредиты.

Основные средства из респуб­ликанского бюджета будут направлены на программы стимулирования экспорта: 260 млн руб. на эти цели в течение четырех лет получит ОАО «Банк развития Рес­публики Беларусь», 367 млн руб. пойдут на компенсацию части процентов по кредитам иностранных банков, которые будут финансировать покупку или лизинг отечественной техники.

Внутреннему рынку респуб­ликанский бюджет выделит 38,1 млн руб. на четыре года. Деньги пойдут на компенсацию потерь Банка развития по кредитам, предоставленным ОАО «Пром­агролизинг» в рамках программ обновления техники.

Еще 110 млн руб. из респуб­ликанского бюджета направят в виде компенсации расходов на приобретение оборудования и запасных частей по программам модернизации. Впрочем, модернизация будет проводиться главным образом за счет кредитных ресурсов в размере 3,34 млрд руб., выделенных Банком развития и не относящихся к господдержке.

В программе перечислены только некоторые модернизационные проекты, которые будут реализованы в том числе благодаря кредитам (в виде господдержки) Банка развития. Так, в 2018—2020 годах МТЗ получит 30,76 млн руб. на увеличение объемов производства тракторов мощностью свыше 180 л. с. По итогам января — мая 2017-го их доля в структуре экспорта тракторов составила чуть больше 1 % в натуральном выражении и 3,3 % — в стоимостном. Основа зарубежных продаж МТЗ — давно обкатанные модели мощностью от 50 до 100 л. с.

ОАО «БАТЭ — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» в 2018—2019 годах получит 5,5 млн руб. на создание производства компонентов, которые будут соответствовать экостандартам «Евро-5» и «Евро-6». В следующем году БМЗ выделят чуть больше миллиона рублей на производство металлокорда для шин.

Где взять технологии и инвестиции?

Конкретный характер имеют те пункты программы, в которых речь идет о модернизационных проектах, предполагающих выделение и освоение средств, но документ практически никак не раскрывает мероприятия по привлечению инвестиций, улучшению бизнес-климата или развитию НИОКР. Разработчики ограничиваются общими фразами.

Возможно, эти меры будут конкретизированы другими постановлениями правительства или Минпрома либо реализованы в рамках смежных программ и законодательных инициатив общего характера. Опубликованную же программу можно свести к двум пунктам: выделить предприятиям деньги на модернизацию, выделить деньги Банку развития на экспортное кредитование. Окупятся ли эти вложения или останутся тратами?

Возможно, главным абзацем в тексте программы следует считать этот: «В машиностроении формируется мультипликативный эффект, проявляющийся на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях. Он позволяет обеспечить рост экономики, повысить занятость и благосостояние населения и тем самым реализовать приоритеты государственной социально-­экономической политики».

 

Материал опубликован в №30 газеты «Белорусы и рынок» от 12 августа 2017 года. Оформить подписку

Подписка на машиностроение + госпрограмма
14 декабря 2017
Директор по развитию бизнеса компании Perkins Дейв РОБИНСОН провел в Беларуси последние полтора года. За это время ему удалось укрепить связи с крупнейшими машиностроительными предприятиями страны, он стал одним из инициаторов визита в Беларусь делегации Ассоциации производителей строительного оборудования Великобритании. Дейв Робинсон рассказал «БР» о месте Беларуси на инвестиционной карте мира и о сотрудничестве с отечественными производителями.
05 декабря 2017
Нашу страну впервые посещает делегация Ассоциации производителей строительного оборудования Великобритании.
05 декабря 2017
Британский производитель будет поставлять дизельные двигатели для спецтехники, продаваемой в Евросоюзе.
30 ноября 2017
Белорусский экспорт тракторов и сельхозтехники продолжает расти. Судя по статистике, производители неплохо адаптируются к меняющимся рыночным условиям.
29 ноября 2017
Цифровизация в сельском хозяйстве неизбежна. Она станет главным технологическим вызовом для производителей сельхозтехники. Это продемонстрировала выставка Agritechnica-­2017. Около трети инноваций, отмеченных жюри, представляли собой именно программные решения.
19 сентября 2017
До конца года должен быть представлен опытный образец.

Страницы