Сентябрь 07, 2018
Анастасия ЛУЗГИНА, эксперт Центра экономических исследований BEROC

Сотрудничество краудплатформ и банков свидетельствует о том, что финтех может не только конкурировать, но и тесно взаимодействовать с традиционными банковскими структурами во благо конечного потребителя.

Бурное развитие технологий приводит к появлению новых видов финансового взаимодействия. Одним из примеров является краудфандинг, который в самом простом понимании представляет собой народное финансирование посредством специально созданных интернет-площадок. Другими словами, краудфандинг — это процесс привлечения финансовых средств, когда любой желающий может перечислить деньги конкретному лицу на определенные цели и получить взамен материальное вознаграждение в виде продукта или услуги, процент от дохода или долю в собственности. Задача краудфандинговых площадок заключается в организации специального пространства, в котором потенциальные инвесторы и заемщики смогут найти друг друга.

Условия размещения проектов на различных интернет-площадках могут отличаться. Например, некоторые краудфандинговые платформы позволяют заемщикам получать финансирование, даже если не удалось собрать заранее объявленную сумму для реализации проекта. Другие перечисляют деньги заемщикам, только если собранные средства полностью покрывают сумму, указанную в заявке.

Успешность сбора средств зависит от ряда факторов, в частности от оригинальности и уникальности проекта. Помимо того, на успех краудкампании влияют качество подготовленной презентации проекта и его ценность и (или) полезность для потребителя.

Так, на самой известной краудфандинговой площадке Kickstarter был реализован проект по выпуску смарт-часов Pebble Watch. Он привлек более 12 млн долларов при изначально запрашиваемом миллионе долларов. Есть и примеры, когда проекты не получали необходимого финансирования и потому не были реализованы.

Несмотря на то что рынок краудфандинга относительно молод, прогнозируемые темпы роста свидетельствуют о жизнеспособности данного вида финансирования. Ожидается, что средние темпы роста рынка наградного краудфандинга в 2018—2022 годах составят около 30 %, а крауд­инвестинга — более 15 %.

Предпосылки роста краудфинансирования могут отличаться в зависимости от страны. Например, в США важную роль играют хорошо развитый IT-сектор и наличие современных и удобных краудфандинговых платформ.

Что касается Азиатского региона, то там основным стимулирующим фактором является население. Большая численность потенциальных участников, безусловно, повышает шансы народного финансирования. Логично, что лидерство по объему рынка наградного и инвестиционного краудфандинга принадлежит именно Китаю (см. рис.). Дополнительным стимулом является отсутствие в некоторых странах Азиатского региона хорошо развитой банковской системы. В условиях бурно развивающегося предпринимательства краудплощадки являются своего рода альтернативой традиционным банковским кредитам.

В Европе много внимания уделяется изменению и совершенствованию законодательства. Адаптация регуляторных норм с учетом потребностей предпринимателей, предоставление налоговых льгот инвесторам и заемщикам, изменение законодательства с целью поддержки стартапов и краудфандинговых инвестиций способствуют развитию краудплатформ в европейских государствах.

Риски и вызовы рынка краудфандинга. Несмотря на ряд положительных сторон привлечения финансирования посредством краудфандинга, такого рода инвестирование несет в себе определенные риски. Прежде всего это касается контроля качества. Индивидуальному инвестору зачастую очень трудно оценить качество того или иного проекта только по его описанию даже с учетом того, что краудплощадки могут использовать специальные методы оценки и ранжировать заемщиков по степени риска. Кроме того, мировая практика знает примеры мошеннических интернет-площадок.

В этой связи важную роль в развитии краудплощадок должна играть регуляторная база для работы краудплатформ. Также необходимо мониторить качество информации о публикуемых проектах для исключения сбора средств на неэффективные варианты.

Наконец, требуется разработать лимиты участия индивидуальных инвесторов в краудпроектах. Например, в Соединенных Штатах установлено, что инвесторы с ежегодным доходом менее 100 тыс. долларов могут вкладывать в такого рода проекты не более 2 тыс. долларов, или 5 % от совокупного дохода. Компании с ежегодным доходом свыше 100 тыс. долларов вправе инвестировать до 10 % от своего дохода. В России также планируется введение подобного рода лимитов для ограничения рисков потенциальных инвесторов.

Рынок краудфандинга в Беларуси пока находится на стадии формирования. Уже не один год функционируют площадки наградного и социального краудфандинга. Однако в стране отсутствует законодательство, регулирующее данную сферу. В случае его внедрения не следует забывать, что развитие современных технологий может приводить к трансформации инструментов для привлечения финансирования.

Данное утверждение верно и для сферы краудинвестиций. Например, проведение ICO (выпуск цифровых токенов посредством технологии блокчейн) может рассматриваться в качестве краудинвестинга. Поэтому, на наш взгляд, главным стимулом для дальнейшего развития краудплатформ является создание комфортной и гибкой правовой среды для инвесторов и заемщиков. Важный момент — возможность быстрого реагирования и адаптация правовых актов исходя из изменений в финансовой сфере и внедрения новых технологий.

Одним из основных факторов развития современных финансовых технологий, таких как краудфандинг, является определение его взаимодействия с традиционными финансовыми институтами. Следует учитывать, что банковская система Беларуси хорошо развита и стабильно работает. Формирование отечественного рынка краудфандинга может быть более успешным в случае тесного сотрудничества с банковскими институтами.

Где же банки? Мнение о том, что краудфандинг как разновидность финтеха создает угрозу для традиционного банкинга, на наш взгляд, не совсем верно. Действительно, краудплатформы обостряют конкуренцию на кредитном рынке. Однако рынок краудфандинга остается относительно небольшим по сравнению с традиционными финансовыми рынками. Кроме того, краудплощадки часто ориентируются на клиентов, которые по каким-­либо причинам не очень интересны банкам. Например, если у человека нет кредитной истории, он иностранец или его проект имеет высокие риски, то, скорее всего, банки вряд ли предоставят ему кредит.

Как отмечалось выше, краудфандинг становится популярным инструментом в том числе в странах, в которых банковская система развита недостаточно хорошо. Примером может служить активная деятельность краудплощадок в Азии, прежде всего в Китае.

Необходимо признать, что в развитии краудфандинговых площадок могут быть заинтересованы и банки. Во-первых, успешная реализация проектов на краудплатформах помогает развитию стартапов и становлению малого и среднего бизнеса. В свою очередь, новые компании становятся клиентами все тех же традиционных банков.

Во-вторых, сами краудплощадки не могут обойтись без банковских сервисов. Дело в том, что средства, собранные для проектов на краудплощадках, аккумулируются на специальном счете в банке-партнере. В случае успешной краудкампании вся собранная сумма перечисляется на персональные счета авторов проекта. Если же необходимые средства собрать не удалось, то они возвращаются инвесторам. Таким образом, банк как посредник полностью не исчезает. Напротив, он является хранителем денег и получает за свои услуги определенную плату. Например, белорусская краудплощадка «Улей» работает с «Белгазпромбанком», которому перечисляет определенную плату за банковское обслуживание проектов.

В-третьих, в международной практике краудфандинг все чаще рассматривается малым и средним бизнесом как способ дополнительного финансирования проектов, не исключающий банковского кредитования. Другими словами, некоторые предприниматели предпочитают привлечь часть необходимых средств на краудплощадках для увеличения степени устойчивости и обеспеченности проекта, а оставшиеся ресурсы получают за счет банковских кредитов. Такие клиенты выгодны банкам, поскольку велика вероятность того, что их проекты действительно интересны общественности. Кроме того, авторы проектов достаточно инициативны, чтобы перейти от идеи к ее реализации.

В качестве примера партнерства между краудплатформой и традиционным банком можно привести совместный проект первой краудфандинговой площадки в Европе Ulule и банка BNP Paribas. Лидеры успешных проектов, размещенных на данной площадке, могут обращаться в банк за кредитом, равным или превышающим сумму собранных с помощью краудфандинга средств. При этом банк обязуется рассмотреть кредитную заявку в течение 24 часов с момента ее получения. В качестве дополнительного бонуса BNP Paribas предоставляет своим новым заемщикам бесплатное обслуживание в течение одного года и три года персональной поддержки.

Таким образом, сотрудничество краудплатформ и банков является примером тесного взаимодействия финтеха с традиционными банковскими структурами. Подобное сотрудничество позволяет конечному потребителю получить зачастую более дешевый и одновременно качественный финансовый продукт. В этой связи развитие краудплощадок в Беларуси может формировать не только рынок альтернативного финансирования и обострять конкуренцию, но и создавать условия для внедрения новых банковских продуктов, а также новые формы и варианты взаимодействия субъектов финансового рынка.

Подписка на краудфандинг
08 августа 2018
При правильно организованной работе краудфандинговое инвестирование может быть интересно как институциональным, так и частным инвесторам.
24 апреля 2018
Самым большим проектом стало издание книг Светланы Алексиевич
22 августа 2017
Легендарный белорусский лыжник Сергей Долидович собирает деньги на участие в Олимпиаде­2018 с помощью краудфандинга.
08 августа 2017
Издание книг путем предзаказа становится все более популярным среди отечественных литераторов.
27 июля 2017
Всего через нее было собрано 300 тыс. долларов для финансирования различных проектов.